» » Фосфатирование кузова автомобиля

Фосфатирование кузова автомобиля

Фосфатирование кузова автомобиля

Процесс фосфатирования — это взаимодействие двух компонентов, одним из которых является фосфатирующий раствор, а вторым поверхность металла. Результатом такого процесса становится образование химического связанного слоя, который состоит из нерастворимых фосфатов.


Чтобы кузовному металлу дать защитный слой, перед началом покрытия грунтовкой и лакокрасочными изделиями производят фосфатирование кузова автомобиля. Во-первых, сцепление металла и последующих слоев краски значительно улучшается, во-вторых, это предотвращает и значительно отдаляет срок появления коррозии под краской. Фосфатирование кузова нужно делать незадолго до грунтования, максимум за двое суток, а это значит, что после сушки и фосфатирования необходимо за двое суток выкрасить автомобиль. Этот момент возьмите себе на заметку, т.к. это важно при покраске.

Сам процесс фосфатирования производится специальными фосфатными жидкими растворами, где есть соли металлов, фосфаты и прочие вещества. Такие веществ немало, все они нужны для активации фосфатирования, для ингибиторов коррозии, наполнителей и загустителей. Если это делается на заводе, то там есть специальные ванны с раствором, куда окунается кузов, или же большие боксы, где происходит сплошное опыление. Если делается ремонт в условиях СТО, как правило, раствор наносится кистью или же кузов обливают фосфатом.

Для покраски слой фосфата должен быть плотным, пористым и с мелкими кристалликами, но при этом не иметь большой вес, в пределах 1,5-5 г/м². Для правильного определения толщины слоя нужно учитывать концентрацию состава и вещества, которые там содержатся.

Растворов для фосфатирования довольно много, они состоят из разных солей, которые являются основой: соли железа — железофосфатные, соли цинка — цинкофосфатные, соли марганца — железофосфатные, и прочие варианты в виде смесей.

Виды фосфатных покрытий

На сегодня есть три основных вида фосфатных покрытий:

  • антикоррозийные покрытия, которые наносятся предварительно, они повышают адгезию поверхности с материалом, плюс улучшают защиту металла от коррозии;
  • антикоррозийные покрытия, предназначенные для защиты отдельных металлических элементов на не длительное время. Такой раствор применяется для деталей, которые, как правило, в рабочем состоянии находятся в смазке и масле, поэтому коррозии не подвергаются. Это могут быть крепежные части или пружины, а также прочие элементы;
  • есть фосфатные покрытия с антифрикционным действием, что снизить трение между совместимыми и трущимися деталями. Такие составы уменьшают время притирки деталей, великолепно защищают поверхности и устраняют возможности заедания.

Каждый из трех процессов может наноситься по трем технологиям: ускоренный, амфорный и холодный способы.

В заводских условиях производитель использует фосфатные растворы КФ-1 и КФ-12, для нанесения нужна довольно высокая температура 45-50°С.

Если авто проходит окраску в автосервисе, то здесь применяется метод холодного фосфатирования, при этом наносятся разные растворы и пасты, они очень высокой кислотности и большим количеством солей. Есть довольно много составов паст, и их можно готовить самостоятельно.

Вот состав пасты для фосфатирования больших участков кузова:

  • сухие цинковые белила 15-17 гр;
  • тальк 1500-3000 гр;
  • ортофосфорная кислота с плотностью 141, необходимо 80-85 гр;
  • азотистокислый натрий 1.2 гр;
  • вода 1 литр.

Раствор готовится так: в воду добавляют ортофосфорную кислоту, перемешивают и затем досыпают цинковые белила, после этого натрий азотистокислый, этот раствор нужно перемешать. После этого нужно добавить тальк при этом постоянно помешивать раствор, его нужно добавлять столько, пока паста не станет кашеобразной, и перемешивать до тех пор, пока не пропадут сгустки и она станет равномерной для нанесения шпателем или кисточкой. Надолго ее нельзя оставлять, ее нужно применить в течение суток.

Как наносить подобные пасты

Фосфатирование такими пастами требует некоторых знаний технологии. Поверхность металла нужно очистить от любых окислений, обезжирить ее и тщательно высушить. После этого можно используя кисточку или шпатель наносить слой приготовленной фосфатной пасты. После нанесений нужно дать 40 минут времени, чтобы паста отстоялась и образовалась пленка. Такая пленка становится серого цвета, равномерно покрывает поверхность, структура ее мелкокристаллическая. После появления пленки оставшуюся пасту легко удалить шпателем, а поверхность кузова смывают водой и просушивают.

Ниже приведен пример состава для фосфатирования холодным методом. Необходимо следующее:

  • бутиловый спирт 5%;
  • фосфорнокислый цинк 10%;
  • алюминий фосфорнокислый;
  • хромовый ангидрид 10%;
  • марганцовокислый калий 10%;
  • ортофосфорная кислота 40%;
  • этиловый спирт 20%.

Есть еще один пример холодного раствора:

  • азотнокислый натрий 0.25%;
  • вода 87%;
  • фосфорнокислый натрий 12%;
  • натрий фтористый 0.75%.

Независимо от типа раствора, наносить его нужно на высушенную и обезжиренную поверхность металла, при обычной температуре на фосфатирование отводится до 40 минут.

Отдельно готовятся растворы для фосфатирования небольших элементов и деталей. Таких растворов несколько.

Первый раствор:

  • азотнокислый цинк - 92 части;
  • вид вили Мажеф - 50 частей;
  • фтористый натрий - 3 части.

Второй раствор:

  • фосфорная кислота - 0.5-1 часть;
  • азотнокислый натрий - 4-5 частей;
  • соль Мажеф - 30 частей;
  • азотнокислый цинк - 60 частей.

Такие растворы позволяют приготовить сделать пасту, для фосфатирования холодного типа, для этого нужно добавить в 3 части готового раствора, 2 части талька.

Данные растворы могут использоваться в простой комнатной температуре, для образования пленки нужно от 40 до 60 минут, когда на поверхности образуется налет темно-серого цвета. После удаления лишней пасты, поверхность с пленкой нужно промыть водой, иначе по мере высыхания начнут выступать соли, вследствие чего покрытие металла отслаивается. После окончания процедуры осмотрите поверхность, если результат вас устраивает и отвечает требованиям, то можно начинать наносить краску или грунт, при этом адгезия будет намного сильнее и качественнее, что увеличивает долголетие покрасочных работ.

Фосфатная пленка должна обладать хорошей пористостью, благодаря этому достигаются высокие свойства устойчивости против коррозии. Нередко используют раствор бихромата хрома, эффект сцепки значительно повышается. Бихромат хрома представляет из себя порошок коричневого цвета, для покрытия его замешивают в воде температурой 60-70°С. Концентрация раствора должна так достигнуть 0,7—1,5 г/л, после этого его нужно остудить до 40-50°С, для нанесения используется краскопульт.

Сушка также должно проходить при повышенной температуре до 50°С, на протяжении 15-20 минут. Если так обработать поверхность после фосфатирования, то вы идеально защитите поверхность металла и слой краски получит еще лучшую адгезию. Пленка после правильно проведенной процедуры становится мелкокристаллической и серого цвета. Просмотрите внимательно поверхность, чтобы она имела такой состав, цвет и была равномерной. Для качественного покрытия поверхности используются концентраты фосфатирующих составов, это КФ 1 и КФ 12, а также очень востребован препарат Фосфакор для холодного метода фосфатирования.

Составы КФ, в частности КФ1, является концентратом фосфата цинка, фосфорной кислоты и нитрата цинка. Концентрат состава КФ 12 имеет с КФ1 различие в том, в КФ 12 содержится меньше солей никеля и цинка, они влияют на конечную структуру покрытия.

Еще один состав, это Фосфакор, он представляет из себя уже готовый к работе состав соли Мажеф, в нем содержится катализатор фосфатирования и нитрат цинка.

Часто специалисты применяют вещества, которые улучшают и стабилизируют процессы фосфатирования, ведь крайне важно получить слой как можно с лучшим мелкокристаллическим составом и равномерно покрывающий поверхность.

На заводах используется фосфаторный активатор, нужно добавить 4-10 гр/л в моющее средство, перед тем как мыть кузов. В состав АФ-1 входит фосфат натрия и титанов. На современном рынке полно других составов, в которые уже входит грунтовка и растворы фосфатов, например, ВЛ-02 и похожий ВЛ-023, а также много зарубежных вариантов.

23-09-2013, 00:16 | Наташа
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: