» » Автомобили ЗИЛ: "бычок"

Автомобили ЗИЛ: "бычок"

Автомобили ЗИЛ: "бычок"

В период новой истории, начало которой положено, начиная с распада Советского Союза, российское автомобилестроение переживает на себе две технические революции. История первой тесно связано с созданием принципиально новой автомобильной модели «Газель» на Нижегородском автозаводе. Вторая техническая революция благоприятствует появлению транспортного средства ЗИЛ бычок, авторами которого являются конструкторы завода имени Лихачева. Появившаяся «Газель» ознаменовала значительное улучшение пошатнувшегося экономического положение Горьковского Автомобильного Завода, автомобили ЗИЛ, бычок, спасли автомобильный завод имени Лихачева от неминуемого банкротства.

Путь создания автомобиля модели «Бычок».

Не так давно завод с помпой отпраздновал пятнадцатилетие осуществления начала серийного производства, когда сошли первые автомобили бычок. Об этом полуторатонном ЗИЛе и пойдет речь в этой статье.   

Автомобили ЗИЛ-5301 - это воистину блестящий ход заводских специалистов и маркетологов, хорошая работа конструкторского состава и прекрасная работа дизайнеров. Но обо всем по-порядку, начиная с того момента, когда бычок был размещен частично на чертежах, а частично еще «гулял» в конструкторских головах.  

После распада СССР народы познали все прелести рыночной экономики, в том числе и с изнаночной стороны. Торговые связи между бывшими республиками Советского Союза, налаживаемые годами, безвозвратно были утеряны. Понятия о грядущей приватизации у народа были весьма смутные, а разъяснять было некому. Автомобильный завод имени Лихачева, считавшийся крупным предприятием России в своей отрасли, в те лихие девяностые годы прошлого столетия в первых рядах был подвергнут приватизации. Тогда рабочий люд первый ощутил на себе отсутствие бюджетного финансирования, общее собрание акционеров проводилось с большим опозданием, спустя полтора года после начала приватизации.

По итогам первого самостоятельного года, в пучине стихийного рынка, автомобильный завод осуществил выпуск автомобилей, уже не имея никакого централизованного плана, в количестве девяноста восьми тысяч единиц транспортных средств. Из этого количества продукции шестьдесят тысяч авто были проданы, остальная часть автомобилей передавалась разным покупателям по товарному кредиту. Таким образом освобождали заводскую территорию, заполненную новенькими грузовиками. Подобные сделки не могли решить финансовых проблем, и, начиная с ноября 1993 года, предприятие перестает быть прибыльным, приобретя статус убыточного автомобильного завода. Центральная бухгалтерия представила отчетные документы акционерам, в которых черным по белому был сделан вывод, что себестоимость изготовленной продукции превышает полученные финансовые суммы денег от реализации транспортных средств. 

Почти все представители акционерного собрания решаются на координационные меры, избрав новый орган по управлению заводом в виде совета директоров. Половину подобного совета составляли яркие послы московской мэрии, крупных банков и торговой фирмы «Микродин» во главе с олигархом Владимиром Потаниным. Вторая половина совета состояла из работников ЗИЛа.

В те времена интерес к автомобильному заводу подогревался, благодаря наработанному прежнему багажу славы в советские годы, хотя истинная заводская картина в девяностые годы ничего общего с этой славой не имела. Расчет акционеров основывался на получении хороших дивидендов от заводских акций, приобретенных за номинал ваучеров  на чековом аукционе. Тогда никто не мог предположить, что грузовые автомобили со средним тоннажем будут обладать только минимальным спросом на автомобильном рынке, который стал появляться на постсоветском пространстве. Другого вида продукции у заводчан не было. В случае наличия других конструктивных предложений с готовой разработкой нового вида автомобиля, то на имеющемся заводском оборудовании его невозможно было бы выпускать. Причина одна, настройка заводского оборудования позволяет выпускать только один тип автомобиля. Поэтому оценка рыночных перспектив была сделана неверно всеми крупными акционерами, в том числе и представителями фирмы «Микродин». В связи с открывшимся печальным обстоятельством пропало желание акционеров вкладывать огромные денежные средства в перспективное предприятие. В 1996 году была осуществлена продажа заводских акций Московской мэрии. Такова преамбула тех событий на автомобильном заводе имени Лихачева.

Конструкторские решения. 

Что же касается поиска конструктивных решений, то еще раньше пятью годами конструкторское бюро, возглавляемое главным конструктором В.Г. Мазепой, создали предварительные наработки большегрузного и малотоннажного автомобиля, что было востребовано временем. Поиск велся вслепую, при полном отсутствии основных комплектующихся узлов и агрегатов. Нужна была новая ходовая часть, агрегаты трансмиссий, двигатели. Всего этого богатства у заводчан не было. Единственная составляющая малотоннажного грузовика – это была кабина грузовика «ЗИЛ-4331».

Опустим все мучительные конструкторские поиски и мытарства, появившийся первый ЗИЛ «Бычок» был создан на базе модели «Mercedes-Benz», серии Т2, но имея уже упаковку ЗИЛа. На данную модель был установлен немецкий двигатель, производителя «Мерседес», с четырехлитровым объемом и мощностью сто пятнадцать лошадиных сил. Установлена также пятиступенчатая механическая коробка переключения передач. Листовые рессоры и телескопические амортизаторы были установлены на заднюю и переднюю подвеску. Применена была и техническая новинка для того времени, установка вентилируемых дисковых тормозов на передние колеса, на задние колеса были установлены барабанные тормоза.

Основным препятствием для реализации продукции массовому количеству покупателей была цена. Поэтому в последующее время был осуществлен переход на комплектующие основные узлы, выпускаемые российской промышленностью, цена снизилась почти в два раза. Двигатель – сердце автомобиля, выпускался на минском моторном заводе.

16-12-2011, 18:45 | Зинченко Владимир Александрович
 
 
 
 
#1 анатолий (7 июня 2012 22:58)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Зил был первенцем в продвижении воздушной системы тормозов. Зачем надо было выпускать Бычок с гидравлической системой тормозов. Газ не когда не выпускал модели с воздушными тормозами. А тут вдруг Валдай да еще со всеми дисковыми тормозами. Устраните эту ошибку. А если будут модели с большей грузоподьемностью и мощьностью двигателя. То их популярность сразу возрастет в разы.
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: