» » Как правильно научится тормозить на автомобиле

Как правильно научится тормозить на автомобиле

Как правильно научится тормозить на автомобилеВсе автолюбители знают, что в основе безопасного вождения главное – своевременное торможение. Если водитель  научился правильно останавливать автомобиль, плавно снижать скорость,  значит, он будет увереннее чувствовать себя за рулем и сможет избежать большую часть аварийных ситуаций. Дело в том, что малейшая оплошность во время нажатия педали тормоза может привести к вращению, заносу или опрокидыванию автомобиля, что недопустимо при движении на дороге. О том, как правильно научится тормозить на автомобиле, поговорим в этой статье.

 

Умение правильно тормозить на автомобиле состоит в способности максимально использовать сцепление колес с  дорожным покрытием, сохраняя при этом направление движения во время торможения, и способность остановить машину  в случае отказа тормозной системы (для автомобилей с механической коробкой передач -  осуществлять торможение двигателем с понижением передач).

 

При выполнении торможения необходимо знать следующее:

  • замедление движения машины происходит под воздействием тормозных сил на передние и задние колеса;
  • при движении на автомобиль действует сила инерции, и центр ее приложения находится выше поверхности дороги;
  • под воздействием силы инерции передние колеса автомобиля перегружаются, а задние колеса, наоборот, не догружаются, вследствие этого автомобиль немного наклоняется вперед, как бы “клюет носом”.

Водителю следует знать, что тормозная сила не увеличивается от давления на педаль газа. Величина тормозной силы зависит от силы сцепления  с дорожным покрытием  и нагрузки на колесо, т.е. чем больше нагружено колесо, тем  выше тормозная сила.

 

Законы физики утверждают, что величина трения покоя больше величины трения скольжения, поэтому сцепление колес с дорожным покрытием находится в зависимости от степени проскальзывания колеса на дороге. Максимальный коэффициент сцепления создается при частичном проскальзывании колеса, при полном же проскальзывании колеса коэффициент сцепления может сократиться вдвое. Поэтому, чтобы правильно научится  тормозить на автомобиле, все опытные водители и инструкторы советуют ни в коем случае не доводить колеса до скольжения во время резкого торможения.

 

Сцепление колес с дорожным покрытием зависит от изношенности колес автомобиля и состояния дороги, к примеру, на льду сцепление сокращается в десять раз, на мокром асфальте – почти в два раза, по сравнению с сухим асфальтом. Следует помнить, что чем меньше сцепление, тем меньше тормозная сила и длиннее тормозной путь.

 

При блокировке колес определенные их участки скользят по поверхности дороги, и так как покрышки выполнены из достаточно мягкого материала, они в этих местах быстро изнашиваются, и при торможении автомобиль начинает заносить. Т.е. происходит трение резины о дорожное покрытие, сопровождаемое специфическим звуком, машина произвольно меняет свою траекторию движения.

 

Что же происходит? В момент торможения из-за изношенности поверхности колес на сцепление влияет не только продольная сила, но и боковая. Потеря сцепления, в первую очередь, скажется на задних колесах, так как они во время торможения разгружены, это опасно потому, что автомобиль начинает заносить. Чтобы устранить занос задних колес необходимо отпустить педаль газа и маневрируя рулем выровнять машину. В настоящее время многие автомобили снабжены регуляторами тормозных сил, которые снижают воздействие задних тормозов на мало загруженной машине.

 

Видов торможения три:

  • экстренное,
  • аварийное, 
  • служебное.

Экстренное торможение используется при аварийных ситуациях, когда водителю не хватает времени и пространства для необходимого маневра. При экстренном торможении выполняется резкое замедление движения с учетом состояния дорожного покрытия, технических характеристик автомобиля и навыков водителя.

 

Аварийное торможение используют при обнаружении поломки или при отказе в работе тормозов.

 

Служебное торможение – это снижение скорости в обычных условиях, когда водитель не ограничен ни временем, ни расстоянием, интенсивность замедления – менее трех метров в секунду

 

Существует еще импульсивное торможение – это торможение прерывистое, ступенчатое

 

Прерывистое торможение достигается периодическим нажатием и отпуском педали тормоза. Обычно этот способ используется на неровной дороге, на неоднородном покрытии (тормоз отпускают перед скользким участком или перед неровностью).

 

Ступенчатое торможение является более эффективным, оно заключается в том, что давление на педаль тормоза увеличивается постепенно. Если на каком-то этапе было излишнее давление, его нужно ослабить, чтобы колеса разблокировать и одновременно помогать рулем, чтобы машина не потеряла устойчивость.

 

Водитель, садясь за руль автомобиля, должен уметь побороть в себе чувство страха, потому что страх нарушает координацию движений и «тормозит» уже приобретенные навыки. Бывает так, что водитель от страха начинает тормозить на автомобиле при заблокированных колесах.

 

Существует еще один, достаточно экстремальный, вид торможения – боковое соскальзывание (его часто используют при съемках фильмов). Осуществляют его с помощью сноса всех осей, вращения автомобиля  или заноса задней оси.

 

Для того чтобы правильно научиться тормозить на автомобиле боковым соскальзыванием, используют стояночный тормоз, включая и выключая его в дуге поворота, или же ударное понижение передачи. Во время бокового соскальзывания задние колеса находятся в юзе, а передние – в состоянии покоя, и ими можно управлять. У автомобилей с передним приводом хорошо использовать прием чередования газа и тормоза – это позволяет избежать блокировки колес, сохранить управляемость передних колес  и увеличить тормозное усилие.

 

Остановить машину или погасить скорость можно с помощью торможения двигателем или понижением передачи. Этот способ хорошо использовать при низком коэффициенте сцепления с дорожным покрытием, он повышает устойчивость и управляемость автомобиля. Торможение нужно выполнять при включенной передаче, а не использовать нейтральную.

 

Часто водители, не имеющие опыта вождения, стараются при торможении выжать сцепление, якобы машина не должна глохнуть - этому учат в автошколах. Следует знать, что двигатель автомобиля глохнет при 500-700 оборотах в минуту при скорости 13-15 километров в час, поэтому выключать сцепление нужно перед остановкой транспортного средства.

 

Для того чтобы автомобиль не вырывался резко вперед и его не заносило на скользком  покрытии, необходимо совершить перегазовку. Для этого нужно правую ногу перенести с педали тормоза на газ (если вы сможете, нужно не прекращая торможения нажать на педаль газа пяткой правой стопы).

 

Если водитель использует служебное торможение, то перегазовку следует выполнять в три приема - выключить повышающую передачу, пауза в положении нейтральном и перегазовка, и выключение понижающей передачи. Переключение передач вниз выполняется последовательно до второй. Первую передачу следует включить в случае отказа тормозов, но в этом случае время на перегазовку уменьшается, а частота вращения коленчатого вала будет достигаться замедленным включением сцепления при открытом дросселе.

 

Если вы тормозите на скользкой дороге, то делать это следует без применения тормозов, только коробкой передач. Если ваш автомобиль движется на четвертой передаче, то при начале торможения следует переключиться на третью передачу, а по мере снижения скорости переключаться ниже, и примерно на скорости 70 километров в час включить вторую передачу.

 

Для компенсации динамического удара при переключении на более низкие передачи нужно сделать пробуксовку сцепления. При комбинированном торможении понижение передач нужно осуществлять на максимальной частоте вращения коленчатого вала. Переключать передачи необходимо ударно или мягко. При мягком переключении сохраняется устойчивость автомобиля, это необходимо на неровных или скользких поверхностях. Но для этого требуется немалое мастерство: нужно одной рукой переключать передачу, другой - управлять рулем, одной ногой осуществлять торможение и перегазовку, а другой ногой – включать и выключать сцепление.

 

В том случае, если все предыдущие методы и рекомендации, как правильно научится тормозить на автомобиле, не помогли, необходимо тормозить кузовом авто о какой-нибудь предмет, направить автомобиль надо так, чтобы урон  от столкновения был минимальным, и не произошло лобовое столкновение.  Самое главное в этой ситуации – не выпускать управление и оставаться в уравновешенном состоянии.

 

А вообще, выбирать способ экстренного торможения автомобиля по обстоятельствам не следует, так как в критической ситуации велик риск потерять самообладание, лучше выбрать для себя какой-то комбинированный способ торможения и использовать его постоянно.

 

Будьте на дорогах предельно внимательными!

5-02-2011, 22:36 | Ирина Гудкова
 
 
 
 
#1 виктор (28 сентября 2011 16:21)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
По моему мнению на эффективность торможения в какойто степени влияет расположение тормозного суппорта относительно колеса-переднее или заднее. При переднем момент инерции колеса прижимает колесо к дорожному покрытию, а при заднем-наоборот.
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: