» » Как следить за системой охлаждения зимой?

Как следить за системой охлаждения зимой?

Как следить за системой охлаждения зимой?Жесткие нормы экологической безопасности и топливной экономичности, предъявляемые к двигателям современных автомобилей, требуют четкого и слаженного взаимодействия всех основных функциональных систем ДВС. Система охлаждения, вопреки убеждениям некоторых автолюбителей, играет в этом взаимодействии не последнюю роль, а при наступлении холодов и вовсе выходит на передовые позиции.


Особенности зимнего функционирования

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей двигателя (поршней, цилиндров, головки блока) и задания постоянной, оптимальной температуры(85-95˚С) для его работы. Под действием центробежного водяного насоса (помпы), жидкость циркулирует по «рубашке охлаждения», нагреваясь при этом, но охлаждая узлы ДВС. При запуске холодного двигателя термостат закрыт и ОЖ движется по малому кругу, исключая радиатор. После достаточного прогрева двигателя термостат направляет жидкость в радиатор для дополнительного охлаждения. Охлажденный теплоноситель снова поступает в «рубашку» мотора и цикл многократно повторяется, создавая оптимальный температурный режим. В период отрицательных температур роль термостата многократно возрастает. Из-за механического подклинивания сильфонного элемента, термостат сразу направляет охлаждающую жидкость непрогретого двигателя в радиатор, и процесс достижения оптимальной температуры растягивается на неопределенный срок. Это очень важно, особенно для двигателей с электронной системой управления. ЭБУ, не получая должного сигнала от датчика температуры ОЖ, переводит двигатель на резервный режим работы. Падают скоростные и тяговые характеристики ДВС, расход топлива и токсичность ОГ резко увеличиваются.

Как подготовить систему охлаждения к зимней эксплуатации

Охлаждающая жидкость - «кровь» системы.

Современная химическая промышленность поставляет охлаждающие жидкости (тосол и антифриз), отличающиеся высокими эксплуатационными качествами: защитой от замерзания, работоспособностью при высоких температурах, отсутствием пенообразования, химической нейтральностью и отсутствием агрессивности по отношению к металлическим деталям двигателя и резиновым уплотнениям. В процессе эксплуатации автомобиля качества жидкости ухудшаются и необходимо выдерживать сервисные сроки замены ОЖ. Большинство автопроизводителей рекомендуют производить замену каждые 45 тыс.км. пробега по старым регламентам. Новые регламенты устанавливают сервисный пробег в 120 тыс. км. или через каждые два года эксплуатации. Но независимо от пробега, перед наступлением холодов следует проверить качество залитой охлаждающей жидкости, особенно если история автомобиля неизвестна.

Элементарную проверку можно выполнить с помощью ареометра (прибора для измерения плотности электролита в аккумуляторной батарее), если там присутствует дополнительная шкала. Более точную могут выполнить в любом пункте СТО на рефрактометре - специальном приборе, определяющем точку замерзания жидкости. Но если беспокойство и неуверенность остались, если цвет и вид охлаждающей жидкости вызывают сомнения, лучше провести внеочередную замену. Ремонт двигателя обойдется значительно дороже. Для замены ОЖ необходимо слить жидкость старую в приготовленную емкость через специальный кран на нижнем бачке радиатора и пробку на блоке двигателя. Новую жидкость заливают через горловину расширительного бака до отметок уровня. На некоторых моделях автомобилей горловина может находиться сверху радиатора. Во избежание ожогов горячими парами, следует учесть, что работы с системой охлаждения надо проводить на остывшем двигателе.

Для создания нормального температурного режима ДВС, зимой будет нелишним очистить систему охлаждения от образовавшейся накипи, ржавчины и смолистых отложений, значительно ухудшающих теплоотдачу от высокотемпературных деталей двигателя. Помимо этого, затрудненная проходимость каналов системы охлаждения ведет к нарушению обычного циркуляционного оборота жидкости. Для промывки можно использовать специальные средства, в изобилии выпускаемые ведущими автохимическими компаниями.

Его величество термостат

Перед началом зимней эксплуатации желательно убедиться в нормальной работе термостата. Косвенно о неисправности можно судить по увеличению времени прогрева двигателя и значительному падению температуры при движении в скоростном режиме. Для детальной проверки его необходимо демонтировать и нагреть в сосуде с охлаждающей жидкостью, контролируя начало открытия клапана по термометру. Если измеренная температура не соответствует указанной в руководстве по эксплуатации, термостат нужно заменить. Замена подразумевает слив системы охлаждения и наличие оригинальной запчасти. Рекомендуется заменить и прокладку между корпусом и рабочим элементом при соответствующем конструктивном исполнении.

Уход за системой охлаждения в зимний период

Ежедневное обслуживание системы охлаждения зимой сводится к проверке уровня ОЖ в расширительном бачке, контролю герметичности системы. Автомобили с небольшим сроком эксплуатации в этом плане не создают особых проблем своим владельцам. Но на автомобилях «со стажем», при наступлении отрицательной среднесуточной температуры, необходимо обращать особое внимание на целостность патрубков и герметичность системы. Из-за выросшей амплитуды температур патрубки (особенно неоригинальные) склонны к растрескиванию и образованию течей и самых неожиданных дефектов. Для замены дефектных патрубков потребуется частичный или полный слив охлаждающей жидкости, оригинальные или рекомендованные новые патрубки. Возможно, потребуется замена хомутов крепления, если старые проржавели или пришли в негодность.

Иногда заклинивший клапан крышки радиатора может стать причиной нарушения температурного режима ДВС и появлению избыточного давления в системе охлаждения, что приведет к нестабильной работе двигателя. Замена особых проблем не вызывает. Используйте только оригинальные или рекомендованные изготовителем транспортного средства замены для создания номинального давления в системе охлаждения.

В холодное время года вентилятор радиатора включается довольно редко. Теплообмен регулируется только термостатом. Многие продвинутые автовладельцы утепляют радиатор различными материалами для ускорения прогрева автомобиля, улучшают теплоизоляцию капота. При температуре ниже -20˚С, эта мера намного облегчает и улучшает работу двигателя, существенно экономит топливо, повышая эффективность штатного отопителя салона. Сейчас в продаже есть даже специальные утеплители для радиатора. Они выгодно отличаются от самодельных картонок наличием специальных клапанов, которыми можно регулировать приток к радиатору холодного воздуха. Создавая массу «плюсов», утепление радиатора накладывает на автолюбителя дополнительные обязанности - при температуре выше -10˚С, утеплитель надо снимать, чтобы избежать перегрева двигателя.

9-01-2014, 18:11 | Корнев Андрей
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: