» » Вождение автомобиля в трудных дорожных условиях

Вождение автомобиля в трудных дорожных условиях

Вождение автомобиля в трудных дорожных условияхКто не любит общаться с природой? Но почти всегда на пути нас подстерегают  препятствия, преодолеть которые без определенного навыка почти невозможно. Не имея опыта вождения автомобиля в трудных дорожных условиях, вам, чтобы проехать сотню или какой-то десяток метров, понадобится затратить очень много сил и времени. На дороге вам могут встретиться брод или глубокая лужа, песчаные или снежные заносы, скользкий подъем, косогор либо грунтовая, размытая дорога с глубокой колеей. Конечно же, со временем к вам придёт опыт,  ну а приблизить это время вам поможет знание основных приемов и хитростей, облегчающих вождение автомобиля в трудных дорожных условиях, найденных  уже бывалыми водителями и подсказанных самой жизнью.

 

Преодоление трудных дорожных условий может быть ограничено рядом факторов:

  • тяговым усилием ведущих колёс;
  • сцеплением их с поверхностью дороги;
  • дорожным просветом автомобиля, защищенностью и высотой расположения узлов, подверженных воздействию  воды (катушка зажигания, распределитель,  выхлопная труба и свечи).

Пару слов надо сказать и об усилии на ведущие колесах. Такие  параметры, как крутящий момент и передаточные числа трансмиссии изначально заложены конструктором. Но менять их оптимальность может любой водитель, подбирая частоту вращения коленвала двигателя, и переключаясь между скоростями коробки передач. Когда же приходится использовать наибольшее значение этих параметров? При вождении автомобиля по мягкому грунту, когда колеса еще не буксуют, но уходят глубоко в почву, при этом образовав перед задними и передними колесами валики. Колеса автомобиля частично их подминают, отчасти же толкают перед собой. Двигатель на эту работу может затратить всю свою энергию. И тогда частота вращения коленвала двигателя и скорость машины уменьшаются, даже, несмотря на выжатую до упора педаль газа. При этом в трансмиссии автомобиля возникают рывки, и он глохнет, не в силах преодолеть сопротивление. Что же  можно посоветовать в сложившейся трудной ситуации? Первое, что надо сделать, это высадить пассажиров и снять груз, максимально облегчив при этом автомобиль. Затем плавно сдать назад, и так же плавно, разогнавшись, преодолеть препятствие, образовавшееся на вашем пути.

 

Если на машине с автоматической коробкой передач вы попали в трудные дорожные условия: ловушку из грязи или снега, не пытайтесь раскачивать застрявший автомобиль.

 

Сначала давайте разберемся, что такое «раскачка». Каждый водитель попадал в такую ситуацию и знает, если с первого раза машину не удалось вытащить, то ее надо синхронно толкать в образовавшееся углубление. При этом амплитуда движений возрастает, и в определенный момент колеса автомобиля  преодолевают препятствие.

 

Можно так же синхронно с раскачиванием автомобиля переключать первую и заднюю скорости автомобиля, тем самым подтапливая двигатель. Период колебаний автомобиля слишком мал, потому и работать рычагом коробки передач приходится очень интенсивно.

 

Механическая коробка передач лучше автоматической коробки тем, что включается почти мгновенно. Автоматической же надо еще пару доли секунды подумать. Некоторые модели коробок передач могут сократить это время, увеличивая при этом обороты двигателя еще до соединения передачи. При этом очень жестко происходит само включение передач скоростей, и нагрузка на фрикционы  коробки передач сильно возрастает.

 

Очень часто выбраться из колеи препятствуют передние колеса, повернутые в стороны. Их надо установить прямо,  и это поможет машине преодолеет препятствие. Также надо лопатой расчистить колеса спереди и сзади, образовав небольшой пологий выезд по ходу автомобиля.

 

Подъезжая к препятствию, вспомните, что чем больше инерция автомобиля, чем интенсивнее вращение коленвала и ниже сама передача, тем более сильное сопротивление ваш автомобиль преодолеет. Поэтому перед  преодолением надо оценить серьезность этого препятствия,  и выбрать такой вариант, чтобы с первого раза его преодолеть.

 

Также во время вождения автомобиля в трудных дорожных условиях на вашем пути может встретиться такой участок дороги, что колеса сядут в грунт по самые ступицы. Чтобы этого не случилось, надо перед машиной уложить все, что вам доступно на  данный момент - это могут быть доски, ветки, камни.

 

Но если вы все-таки попали в эту ситуацию и не можете выбраться, то не надо вредить автомобилю. Попробуйте прибегнуть к помощи домкрата или лебедки, если есть возможность, вызовите буксир.

 

Застрявший автомобиль до одной тонны легко можно вытащить с помощью ручной лебедки. Водителям, на чьем пути встречается не только асфальт, но и грунтовые дороги, лебедка просто необходима. Она им поможет преодолеть крутой подъем, реку или глубокую лужу. Чтобы закрепить лебедку, подойдет дерево, кол, лопата или другой похожий предмет.

 

Помощь в преодолении трудных дорожных условий также могут оказать разные приспособления,  такие как скобы, браслеты, цепи. Самым простым и эффективным средством для преодоления скользкого участка дороги является металлическая сетка «рабица» с ячейками 20х20 мм, и размером 0,4x1,5 м. Сеток понадобится две штуки. Они компактны и их легко можно разместить в багажнике.

 

Водитель должен запомнить что, чем выше частота вращения коленвала двигателя и резче включена трансмиссия, тем быстрее будут пробуксовывать ведущие колеса. Чтобы этого не случилось, надо «чувствовать» свой автомобиль. Самое трудное – это подобрать подходящий и оптимальный режим, который обеспечит вам успех в преодолении препятствий. Вы спросите, как этому научиться? Единственный метод - это тренировки. Пробуйте ездить на первой передаче по укатанному снегу. Попробуйте сначала медленно, а потом быстрее увеличивать частоту вращения коленвала с помощью педали газа. Автомобиль будет разгоняться, а потом в какой-то момент скорость его снизится, и двигатель взвоет. Это значит, что ведущие колеса заскользили, сила сопротивления их вращению снизилась. Но возросла частота вращения коленвала двигателя. Повторите маневр, прислушиваясь к двигателю. Как только частота вращения коленвала станет повышаться, плавно сбросьте «газ», переключитесь на вторую передачу и разгоните автомобиль. Автомобиль реагирует не только на педаль акселератора, но и на манипуляции с педалью сцепления. Это вы заметите в процессе тренировки. Когда вы преодолеваете проблемный участок дороги, лучше вообще не трогать педаль сцепления, чтобы избежать остановки автомобиля. Но если уж не обойтись без этой педали, надо плавно включать и выключать педаль сцепления, ориентируясь на частоту вращения коленвала двигателя.

 

Частоту коленвала надо держать постоянной и при движении по скользкой дороге. Помните, что всякое нарушение режимов работы двигателя может привести к непредвиденной и к нежелательной остановке. Не очень приятно, когда на вашем пути появляется плохой участок дороги с «раскисшей» и глубокой колеей, ибо вытащить машину, провалившуюся по самое днище – это настоящее искусство. В некоторых случаях достаточно толкнуть автомобиль или взять на буксир. Но в данной ситуации такие действия могут повредить узлы и детали, которые расположены под днищем. Повстречав такой участок на своем пути, надо его тщательно обследовать и подготовить для успешного преодоления. Если колея глубокая на длинном участке пути, стараются, чтобы она находилась между колесами. Проехать по твердым и широким гребням не составит труда, а по узким и мягким – сложно. Чтобы не заехать в глубокую колею, старайтесь, чтобы колеса одной стороны были в колее, а другой - на обочине дороги. В этом положении легче держать нужное направление, потому что колеса, которые находятся в колее, не требуют никакого направления.

 

Но что делать, если машина при вождении в трудных дорожных условиях все-таки села на грунт? Нужно сначала выйти из машины и оценить сложившуюся ситуацию. В зависимости от причин и условий надо принять соответствующие меры. В большинстве случаев надо отъехать назад, если это невозможно, постарайтесь поднять автомобиль с помощью домкрата и убрать лишнюю землю. Правильно установите домкрат. Под пяту домкрата положите доску или плоский камень с таким расчетом, чтобы верх домкрата был от дверей автомобиля на расстоянии 0,15-0,20 метров, в противном случае домкрат повредит ее.

 

Когда передние колеса попали в ров или яму, есть лишь один способ заменить домкрат буксиром, не повредив при этом автомобиль. Надо взять две жерди или бревна, связать их буквой Х, и поставить под буксировочный трос, наклонив в сторону автомобиля. При натяжении трос поднимет машину, и автомобиль продвинется вперед.

 

Еще одна преграда на пути водителя – это вода. Как говорится в пословице, «не зная брода, не лезь в воду», ну а если вы все-таки полезли, то двигайтесь в этих трудных дорожных условиях осторожно и медленно. Самое худшее, что может случиться – это если вода попадет на прерыватель - распределитель и катушку зажигания, а также в выхлопную трубу. Если вода попала на свечи, катушку или распределитель, их нужно вскрыть, вывернуть и протереть сухой тряпкой или обдуть струей воздуха из насоса. Если же вода попала в выхлопную трубу, запускать его бесполезно, надо вытянуть машину на берег, и вылить воду, въехав на горку.

 

Когда вы хотите преодолеть водное препятствие, запомните, что скорость не гарантирует удачный проезд и, в первую очередь, может пострадать двигатель  автомобиля. Может получиться, что вода попадет во впускной коллектор, а там и до цилиндров недалеко. Если воды много - это неизбежно. Вода - не воздух, она не сжимается, и поршень, точно в стену, ударяется в воду, и при этом давление в цилиндрах превышается в несколько раз.

 

Сломанные  и погнутые шатуны – это неудачное преодоление водной преграды. При низких оборотах двигатель может просто остановиться. Попробуйте запустить его с помощью стартера, если ничего не получается, выверните свечи и проверните коленвал. Вода должна выйти из цилиндров через отверстие. Повторите попытку запуска двигателя.

 

Если слышен стук в блоке двигателя - это повреждены шатуны, и мотор надо срочно остановить. Если при запуске посторонних шумов не слышно, значит, вам крупно повезло. При уровне воды, который достигает тормозных барабанов, надо обязательно просушить тормоза. Для этого немного натяните рычаг ручного тормоза. Обратите особое внимание на эту операцию.

 

Ситуации, которые были здесь рассмотрены, в полной мере не дают представления обо всех случаях, возможных при вождении автомобиля в трудных дорожных условиях. Знания, сообразительность, находчивость и опыт помогут вам выйти из любых, самых трудных ситуаций.

23-02-2011, 13:09 | Ирина Гудкова
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: