» » Обозначение трансмиссионных масел по зарубежным классификациям

Обозначение трансмиссионных масел по зарубежным классификациям

Обозначение трансмиссионных масел по зарубежным классификациямКлассификация трансмиссионного масла по SAE

Каждому автомобилисту, сталкивающемуся с выбором трансмиссионных масел, необходимо знать обозначение трансмиссионных масел по зарубежным классификациям. Следуя классификации SAE, трансмиссионные масла разделяются на следующие классы 75W, 80W и 85W, 90, 140 и 250. Буква W говорит нам о том, что вязкость масла определена при низких температурах. В таблице мы указали для вас минусовые температуры, следуя которым вязкость масел должна удерживаться в пределах 150.000 сантипуазов (сП), также масло должно удовлетворять определенным минимальным требованиям при 100 градусах. Предельные характеристики вязкости других масел по классификации SAE определены при температуре 100 градусов.

_

 

Класс SAE

Максимальная допустимая температура для вязкости 150000 сП

Вязкость cCt / 100 °С мин / макс

75W

-40

4,1 / -

80W

-26

7,0 / -

85W

-12

11,0 / -

90

 

13,5 / 24,0

140

 

24,0 / 41,0

250

 

41,0 / -

 

Трансмиссионные масла должны обладать:

  1. Высокими противоизносными и противозадирными свойствами;
  2. Хорошими вязкостно-температурными характеристиками, обеспечивающими требуемое качество смазывания деталей при холодном пуске изделия и необходимый уровень вязкости в диапазоне максимально высоких рабочих температур;
  3. Малой коррозионной агрессивностью, в том числе по отношению к деталям из цветных металлов;
  4. Высокой термоокислительной стабильностью, обеспечивающей постоянство вязкости в течение всего межсменного интервала;
  5. Высокими защитными свойствами против ржавления;
  6. Незначительным воздействием на материал уплотнителей;
  7. Малой токсичностью.

 

Вопросы правильного назначения сорта масла для каждой конкретной конструкции узла значительно упрощаются благодаря имеющимся классификациям трансмиссионных масел по вязкости и эксплуатационным свойствам.

 

Система классификации и обозначений трансмиссионных масел отечественного производства регламентирована ГОСТ 17479.2 "Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение". Требованиям к значениям отдельных показателей для незагущенных трансмиссионных масел содержатся в ГОСТ 23652 "Масла трансмиссионные. Технические условия". Для загущенных масел они определены рядом технических условий предприятий и отраслевых стандартов.

 

Согласно ГОСТ 17479.2 обозначение трансмиссионного масла состоит из групп знаков, первая из которых "ТМ" определяет вид смазочного материала (трансмиссионное масло). Цифра, следующая за обозначением вида, характеризует группу эксплуатационных свойств (возможные направления использования масла). Последующая цифра указывает на принадлежность масла к определенному классу вязкости. Наряду с этим могут использоваться дополнительные знаки, характеризующие отличительные особенности нефтепродукта. Для этого применяются строчные буквы, например, "рк" для рабоче-консервационных масел, "з" для масел, содержащих вязкостную (загущающую) присадку.

 

Пример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-5-12 (рк), ТМ - трансмиссионное масло, 5 - эксплуатационная группа (универсальное масло с противозадирными присадками высокой эффективности, в том числе для гипоидных передач), 12 - класс вязкости. Дополнительные знаки "рк" свидетельствуют о том, что оно может использоваться в качестве рабоче-консервационного.

 

Для масел отечественного производства установлено 4 класса вязкости. Для каждого класса вязкости нормированы пределы кинематической вязкости при температуре 1000 градусов, и кроме того для классов вязкости 9, 12 и 18 значения отрицательных температур, при которых обеспечивается удовлетворительный режим смазывания деталей. В качестве такого критерия выбрано значение динамической вязкости, не превышающей 150 Па·с (150000 сП).

 

Классификация трансмиссионного масла по API

Классификация масла для ведущих мостов и трансмиссий зависит в первую очередь от конструкции трансмиссии и эксплуатационных условий. Следуя зарубежной классификации, для трансмиссионных масел, указателем класса API является GL (Gear finoilcant), нумерация от 1 до 5. Кстати на практике для различных типов автомашин рекомендуются масла следующих классов GL-1, GL-4, а также GL-5.

 

Классификация API не учитывает масла для автоматических трансмиссий, потому что у изготовителей, производящих трансмиссии, имеются свои требования к применяемым маслам, раньше они могли очень сильно отличаться друг от друга. Теперь же ситуация изменилась, что позволило автовладельцам смазывать все автоматические трансмиссии маслом одного и того же типа.

 

В разнообразных редукторах, коробах передач, раздаточных коробах, ведущих мостах и конечных передачах применяются прямозубые и косозубые цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи. Вид передачи, особенности конструкции узла и условий его эксплуатации определяют требования к смазочным маслам.

 

Классификации API трансмиссионных масел по области применения

GL-1 предназначено для цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передач в условиях низких нагрузок и скоростей. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов.

 

GL-2 предназначено для червячных передач, которые работают в условиях GL-1, но с чуть более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Масло содержит антифрикционный компонент.

 

GL-3 предназначено для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями, которые работают в умеренно жёстких условиях по нагрузкам и скоростям. Оно обладает лучшими противозадирными и противоизносными свойствами, чем масло GL-2.

 

GL-4 предназначено для автомобильных трансмиссий с гипоидной передачей, которые работают в условиях высоких скоростей при малых скоростей и малых крутящих моментах. Масло имеет высокоэффективные противозадирные присадки.

 

GL-5 предназначено для автомобильных гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей, а также малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Масло содержит большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.

 

GL-6 предназначено для автомобильных гипоидных передач, имеющих повышенное вертикальное смещение осей шестерен, т.е. которые работают при высоких скоростях и крутящих моментах, ударных нагрузках. Также имеет намного больше серофосфоросодержащей противозадирной присадки, в отличие от масла GL-5.

 

GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.

 

В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.

 

В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 — для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 — для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7.

 

Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MIL-L-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм — производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; Mercedes Benz; Volvo; ZF; Rockwell и др.

 

Военные спецификации, которые были приняты в США

  1.  MIL-L-2105 А - означает технические условия на смазочные материалы для всех автомобильных коробок передач; соответствуют примерно маслу API GL-4.
  2.  MIL-L-2105 В - в настоящее время являются наиболее употребляемыми техническими условиями на трансмиссионные масла, предназначены для гипоидных передач; их можно сравнить только лишь с маслом API GL-5.
  3.  MIL-L-2105 С - технические условия, действующие с 1976 г., предназначены для всесезонных трансмиссионных масел, имеющих класс вязкости 75W, 80W/90, а также 85W/140. Превосходят во многом спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют маслу API GL-5.

 

Спецификации, принятые General Motors и Ford

 

Спецификации от фирмы General Motors

Так как к трансмиссионным жидкостям, предназначенным для автоматических коробок передач, предъявляются всё более и более жёсткие требования, крупнейшая фирма по производству коробок передач General Motors Co уже давно стала разрабатывать отдельные спецификации, которые предназначены исключительно для автоматических трансмиссионных жидкостей (т.е. Automatic Transmission Fluids или сокращённо ATF).

 

ATF типа А в своё время обозначала тип масла, который предназначался только для автоматических коробок передач легковых машин. Таким маслам, которые с успехом проходили все испытания, присваивались квалификационные номера AQ. Данные квалификационные номера AQ устанавливались благодаря договору между фирмой General Motors и бронетанковым исследовательским центром "Amour Research", договор выглядел как "Amour Qualification N".

 

DEXRON (В) — спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors, действующие по настоящее время. Многие изготовители или покупатели подобных коробок передач также используют эти спецификации. Допуск фирмой General Motors может быть произведён под так называемым номером "В".

 

DEXRON II (General Motors 6137 М) - это новая спецификация жидкостей для автоматических коробок передач, у которой требования, предъявляемые ко всем жидкостям для автоматических трансмиссий, стали ещё более жёстче. Она включает все предыдущие спецификации, а в целях охраны окружающей среды запрещает применение спермацетового масла в качестве присадки. Жидкости Аллизона: тип С1 и тип С2 заменяются техническими условиями DEXRON II; тип СЗ - MIL-L-2104D.

 

Спецификации от фирмы Ford

Жидкости для автоматических трансмиссий типа F, согласно последним спецификациям фирмы Ford M2C33F и M2C33G, по коэффициенту трения существенно отличаются от жидкостей DEXRON. Фирма Ford отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors требует снижения коэффициента трения в этом случае. Жидкости для автоматических трансмиссий типа ATF согласно спецификациям фирмы Ford M2C138-CJ и М2С166Н можно частично заменять жидкостями DEXRON II.

 

Показатель низкотемпературной вязкости

Оценивается путем определения температуры, при которой вязкость масла по Брукфильду достигает значения 150000 сР. Вязкость определяется по методу ASTM D2983-87 (1993) "Стандартный метод определения низкотемпературной вязкости автомобильных масел путем измерения на вискозиметре Брукфильда". Значение вязкости 150000 cP, используемое для определения низкотемпературных свойств трансмиссионных масел, выбрано по результатам серии реальных испытаний на мостах различной конструкции. Тест масел показал, что при вязкости трансмиссионных масел более 150000 сР наблюдались разрушения подшипников вала-шестерни.

 

Следует отметить, что подобные разрушения могут наблюдаться и при меньших вязкостях, в зависимости от конструкции мостов. Именно по этой причине следует четко соблюдать рекомендации производителей автомобиля или трансмиссии по низкотемпературным границам применения, занесенные в "Руководство пользователя" (Owners manual). При отсутствии данной информации, можно обратиться к обобщенным рекомендациям, приведенным в приложении B.
Тест моторных масел также показал, что требования к низкотемпературной вязкости масла, обеспечивающей беспроблемное переключение передач в механических КПП значительно выше. В стандарте J306 редакции OCT91 (октябрь 91-го года), действовавшем до середины 1998 года были приведены данные о том, что большинство механических КПП требуют для исправной работы вязкость масла, не превышающую 20000сР.


В стандарте J306 JUL98 была введена рекомендация по дополнительному тестированию трансмиссионных масел, предназначенных для использования в легконагруженных синхронизированных механических коробках переключения передач (легковые автомобили и микроавтобусы). Для теста масел рекомендуется использовать метод ASTM D5293-99a "Стандартный метод тестирования кажущейся вязкости моторных масел с использованием имитатора запуска холодного двигателя в интервале от -5 до -35°C". Рекомендован лимит в 5000 сР при температуре -30°C. Практически, это может означать рекомендацию по применению в механических КПП синтетических, полусинтетических или гидрокрекинговых трансмиссионных масел SAE 75W-XX (для регионов с зимними температурами до -30°C).

Показатель высокотемпературной вязкости

Оценивается на основе значения кинематической вязкости масла при температуре 100°С. Для определения данного показателя, тесты моторных масел основаны на методе ASTM D445-97 "Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей".
Значение кинематической вязкости при высокой температуре позволяет косвенно судить о величине нагрузочной способности защитной масляной пленки и ее достаточности для защиты передач в режиме высоких рабочих температур и нагрузок.

Степени вязкости SAE являются условными символами, которые до последней редакции стандарта классифицировали трансмиссионные масла только на основе значений вязкости. С июля 1998 года в стандарте J308 впервые было введено требование по стабильности высокотемпературных вязкостных характеристик. Минимальное значение кинематической вязкости при 100°C не должно опускаться нижеуказанного предела даже после 20-ти часового воздействия деформации сдвига. Условия деформации сдвига обеспечиваются оборудованием в рамках испытания CEC L-45-T-93 "Тест по определению стабильности вязкости трансмиссионных масел и напряжению сдвига". Данное требование позволяет выявить трансмиссионные масла, производители которых максимально близко приближались к граничным лимитам вязкости, либо использовали в составах недостаточно стабильные к напряжениям сдвига загустители.

 

Условные обозначения:

  1. АСЕА - Ассоциация европейских изготовителей автомобилей
  2. AAMA - Ассоциация американских изготовителей автомобилей
  3. AFNOR - Французская ассоциация стандартизации нефтепродуктов
  4. AGMA - Американская ассоциация изготовителей передач
  5. ANSI - Американский национальный институт стандартизации
  6. API - Американский институт нефти
  7. ASTM - Американская ассоциация испытаний и материалов
  8. ССМС - Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка (заменен АСЕА)
  9. DIN - Немецкие промышленные стандарты
  10. EEC(СЕЕ) - Европейское экономическое сообщество
  11. IP - Институт нефти (Великобритания)
  12. ISO - Международная организация стандартизации
  13. JAMA - Японская ассоциация изготовителей автомобилей
  14. JIS - Японские промышленные стандарты
  15. NLGI - Национальная ассоциация пластичных смазок (США)
  16. SAE - Общество автомобильных инженеров (США)
  17. NMMA - Национальная ассоциация производителей судовых двигателей
31-12-2010, 05:30 | Дарья Белокрылова
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: