» » Зависимость вязкости моторного масла от температуры

Зависимость вязкости моторного масла от температуры

Зависимость вязкости моторного масла от температурыОсновной задачей авто-масла является предотвращение сухого трения всех движущихся деталей внутри двигателя, а также обеспечение минимальной силы трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Создать субстанцию, обладающую необходимыми свойствами и стабильными характеристиками в широком диапазоне температуры, практически невозможно.  По этой причине некоторые автолюбители имеют целый ряд заблуждений относительно вязкости любого моторного масла. Данная публикация расскажет про зависимость вязкости моторного масла от температуры.

 

Большинство автолюбителей знают, что состояние температуры  охлаждающей жидкости отражает показатель температуры на приборной доске. В прогретом двигателе температура стабильна и составляет около 90 градусов. При этом температура масла (которая значительно гуляет) может дойти до 140 – 150 градусов, это будет зависеть от интенсивности и скорости движения. 

 

Исходя из этого, производитель для каждого двигателя в отдельности определяет оптимальные параметры авто-масла. Эти параметры предназначены для обеспечения максимального коэффициента полезного действия, при этом при заданных условиях эксплуатации должен быть минимальный износ внутренних деталей мотора.

 

Самым важным параметром авто-масла является его вязкость, которая изменяется в зависимости от температур, и является переменной величиной. Именно для этого SAE - «Американская ассоциация  автомобильных инженеров»  разработала классификацию моторного масла по вязкости, описывающую  вязкость того или иного вида  авто-масла при различных  рабочих температурах.

 

Буква W является показателем  низкотемпературной вязкости и означает, что холодный запуск мотора возможен только при определенной минимальной температуре авто-масла. А второе число в обозначении  означает  высокотемпературную вязкость (к примеру, 30). Его нельзя, в отличие от первого, перевести на понятный авто-владельцу язык, потому что  это сборный показатель, который указывает на максимальную и минимальную вязкость авто-масла при рабочих температурах от 100 до 150°С. И чем больше будет это число, тем выше будет вязкость моторного масла при высоких температурах. Плохо это или хорошо  именно для вашего двигателя,  знать может только производитель данной марки автомобиля.

 

Многие считают, чем выше вязкость моторного масла при высокой температуре, тем лучше. И именно масла, имеющие высокий показатель высокотемпературной вязкости рекомендуют использовать в спортивных машинах. Но это не означает, что если вы решите залить спортивное масло в свой гражданский двигатель, то он будет лучше ездить или станет спортивным. Как раз все будет наоборот – быстрый износ мотора и потеря мощности. Притом, это касается как отечественного автопрома, так и всех иномарок. Руководствуясь этим, можно сделать вывод, что вязкость масла должна обязательно соответствовать  требованиям производителя автомобиля, независимо от пробега, возраста, бюджета, стиля вождения и мнения сервисменов, даже официальных сервисов!

 

Эффективность работы мотора зависит не от абсолютного значения вязкости при определенных температурах, а от динамики ее изменений при работе в определенных диапазонах рабочих температур, а также соответствие этой динамики конструкции данного двигателя.

 

Возникает вопрос: имеется ли разница в зазорах и рабочих температурах моторов различных типов, производителей и объемов? Имеется, и разница очень значительна, особенно, если говорить о последних моделях двигателей. Поэтому и существуют различные допуски производителями автомобилей для моторных масел, а также разные по вязкостно-температурным требованиям классы качества. И это касается не только авто-масел с различными индексами вязкости  по SAE, присвоенными, исходя их абсолютных значений вязкости авто-масла при температурах сто и сто пятьдесят градусов по Цельсию. А вот до, между и после указанного промежуточного значения кривая изменения вязкости различных  масел при изменениях температуры может значительно отличаться.

 

Если вязкость авто-масла выше нормы, которая предусмотрена производителем, то двигатель будет постоянно работать в режиме повышенных температур, а от этого быстрее изнашиваются  детали двигателя.

 

Ну, а если вязкость авто-масла занижена? Тогда возникает абсолютно обратная ситуация. На сегодняшний день практически все производители авто-масел создают специальные энергосберегающие низко-вязкостные масла (например, 0w20, 5w20), при этом речь идет конкретно о вязкости при высоких температурах.

 

Эти масла от обычных отличаются классами качества и допусками автомобильных производителей. В точности, низко-вязкие масла, соответствующие классам качества ACEA A5/B5 и ACEA A1/B1. Для таких авто-масел делают специальные двигатели, в этом заключается проблема.

 

Необходимо помнить, что занижение вязкости авто-масла по сравнению с требованием автомобильного производителя гораздо опаснее, нежели завышать. Поэтому перед покупкой авто-масел классов ACEA A5/B5 и ACEA A1/B1, а также специальных – на которых обозначено только одно одобрение или допуск автомобильного производителя – необходимо заглянуть в сервисную книгу или же в инструкцию по эксплуатации!

 

Вывод очевиден и прост – если двигатель рассчитан на параметры авто-масла 5w30, тогда моторное масло с маркировкой 0w20 не подходит и его заливать нельзя, а с маркировкой 5w40 не рекомендуется. Значит, выбираем то авто-масло, которое подходит согласно требованиям производителя двигателя, но ни в коем случае не рекомендациям изготовителя авто-масла!

8-01-2011, 19:16 | Ирина Гудкова
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: