» » История легендарного автомобиля ЗИС110

История легендарного автомобиля ЗИС110

История легендарного автомобиля ЗИС1101943 год. Война в самом разгаре, жестокие бои на всех фронтах. Руководство завода ЗИС получает неожиданный госзаказ - в кратчайшие сроки разработать и поставить в производство правительственный лимузин.


Лимузин – как символ могущества

Чисто технической необходимости в разработке не было - в кремлевских конюшнях было достаточно представительных авто. Безусловно, все это носило политическую окраску, ведь СССР – великая держава. А великим державам положено иметь все необходимые атрибуты. И автомобиль для политической элиты один из них. Кроме того, модель заказали гражданскую. А это было свидетельством того, что правительство демонстрировало всему миру - уже недалеко победное завершение войны.

Так или иначе, но работа началось. 20 сентября 1944 правительством были утверждены пилотные образцы машины. В августе 1945 завершена сборка первой партии. ЗИС за немыслимые для мирового автомобилестроения 10 месяцев подготовил необходимые чертежи, технологию и оснастку. Основу дизайна кузова составила устаревшая паккардовская модель 180. Это был далеко не лучший выбор. Но это был выбор Сталина.

Автор кузова художник-конструктор И. Герман сделал всё возможное, чтобы машина с одной стороны отличалась от своего заокеанского аналога, а с другой оставалась в стиле прототипа. Конструктор убрал подножки, придал большую обтекаемость крыльям, немного изменил конфигурацию бамперов. Нужно отметить, что за 180-й моделью в США тянулась недобрая слава и спрос был минимальный. Ее использовали похоронные конторы. Поэтому американские генералы Макартур и Эйзенхауэр отказались от "труповозок", предпочтя более простые автомобили Junior. Но Сталина это не смутило. "Хозяин" дал добро на запуск лимузина в производство.

Конструкторские находки

В конструкции ЗИС110 (так назвали этот автомобиль) имелось много новшеств - гидропривод тормозов, независимая передняя подвеска, гидравлические стеклоподъемники, гидравлические толкатели клапанов, привод распредвала в виде бесшумной пластинчатой цепи, гипоидная главная передача. Рычаг переключения передач разместился на рулевой колонке. Салон, снабженный внутренней перегородкой между водителем и пассажирами, был очень комфортабелен. Достаточно сказать, что для набивки сидений использовался гагачий пух. Обладая мотором в 140 л.с., новый лимузин достигал скорости в 145 км/ч и был самым быстрым советским авто того времени.

ЗИС110 имел нескольких вариантов исполнения: кабриолет и фаэтон. Выпускались и машины, если можно так выразиться "народного потребления" - они служили в качестве такси. В 1952-1957 годы изготовлялись кареты "скорой помощи": пятидверная модификация ЗИС110А. Уже после смерти Сталина, по распоряжению Хрущева было изготовлено несколько полноприводных экземпляров ЗИС110П, для удобства посещения целины. Передний мост этого монстра позаимствовали от грузового "Студебекера". Был создан и гоночный автомобиль на основе агрегатов 110-го.

Бронированный ЗИС115

Но вершиной всего семейства безусловно является бронированная модификация 110-го: ЗИС115. Именно только на нем и передвигался Иосиф Виссарионович. Тут нужно заметить, что этот автомобиль стал особенным. Первыми это заметили американцы. Все дело в том, что, как было уже отмечено выше, внешне ЗИС напоминал Паккард180 даже в мелких хромированных деталях. Анализируя фотографии, сделанные на одной из правительственных встреч, американские конструкторы заметили странную особенность - габариты ЗИСа, посадка и форма дверей, колея и колёсная база не совпадали с предполагаемым прототипом. Логично объяснить различия не удалось, и всё списали на ошибки советских конструкторов, запутавшихся в переводе дюймовых размеров в метрическую систему. Однако причина крылась совсем в другом.

Как обычно делались правительственные лимузины? Брался серийный автомобиль, проводилась полная переборка всех узлов и агрегатов, соответствующим образом менялся салон, устанавливалось дополнительное оборудование. Если было необходимо, проводилось бронирование с последующим усилением несущей рамы или кузова. При разработке ЗИС110 подход был принципиально другой. Этот авто конструировался изначально для членов политбюро. Её рама с кузовом проектировались с учётом бронировки. Результаты на самом деле были потрясающими. За океаном не догадывались, что ЗИС115 на фотографии весил не 2.5 тонны, как Паккард. Он весил целых 7 тонн с бронёй не хуже чем Т-34! Причем с внешней стороны она была практически незаметна! Не даром ЗИС110 и его модификации считаются автомобильной вершиной сталинской эпохи.

18-08-2013, 00:06 | all1974
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: