» » Шлифовать коленчатый вал

Шлифовать коленчатый вал

Шлифовать коленчатый вал

Шлифовка коленвала – это очень тонкий и требующий аккуратности процесс, для осуществления которого необходимы не только знания самой технологии шлифовки, но также и опыт в вопросах условий работы коленчатого вала внутри мотора. Кроме того, для оптимального результата шлифовки необходимо умение чувствовать особенности металла, иначе шлифовка вала может выйти достаточно грубой и не слишком качественной. Иначе говоря, когда мастер шлифует сложный коленчатый вал, он занимается скорее не ремеслом, а самым настоящим искусством. И шлифовку коленвала ни в коем случае нельзя считать простым рутинным процессом, в котором о качестве заботиться не стоит. Дело в том, что именно качество, именно точность и тонкость работы являются определяющими характеристиками успешности любой шлифовки, и им всегда нужно беспрекословно внимать, чтобы получить действительно стоящий результат.

Сначала может показаться, будто шлифовать коленчатый вал – это процесс, в котором нет особенных трудностей и ключевую роль в нем играет станок, а не сам коленвал. Этот упрощенный взгляд характеризует не только посторонних людей, но и немалое количество шлифовщиков, которые именно из-за такой халатности мыслей допускают ошибки при ремонте и ненароком создают самую настоящую халтуру... Поэтому и появляются то тут, то там двигатели, которые, выражаясь языком автолюбителя, «не ходят» ни в какую.

Процесс шлифовки коленвала

Шлифовку коленвала можно начинать с каких-либо шеек: или с коренных, или с шатунных. Но опытный специалист никогда не начнет процедуру с коренных шеек, и сейчас последует подробное объяснение такой принципиальности. Постороннему человеку это может показаться несколько странным, но на деле процесс имеет самое принципиальное значение, поскольку именно шейки шатунного типа являются слабым местом практически любого коленвала. И после шлифовки этих шеек напряжение в их поверхности может меняться вне зависимости от факторов воздействия, что приводит к существенным деформациям коленчатого вала. Но само по себе напряжение не поменяется; оно может подпрыгнуть или резко упасть только в том случае, если коренные шейки будут отшлифованы раньше шатунных. Тогда ось коренных изгибается в самые неожиданные моменты, и шейки получают биение, которое далеко не всегда можно назвать несущественным или таким, на которое не стоит обращать внимание...

Следует отметить, что наименее устойчивыми к различного рода деформациям являются коленчатые валы, называемые «нежесткими». Они имеют узкие шатунные шейки, которые не имеют полных противовесов. Следовательно, шлифовать вал, начатать с коренных шеек в случае с такими коленвалами зачастую сложно и работа заканчивается настоящей неудачей, ведь может появиться не только биение, но и эллиптическая форма шеек, что означает их полную непригодность к эксплуатации. К сожалению, именно такие узкие шатунные шейки устанавливаются во многих популярных автомобилях, среди которых очень много авто марок Вольво, Мерседес и Крайслер.

Тем не менее, процесс шлифовки является настолько непредсказуемым и настолько многогранным, что существуют условия, при которых начинать шлифовку коленчатого вала нужно совсем не с шеек... Дело в том, что при первоначальной шлифовке шатунных шеек коленвал устанавливают в патрон станка. Если же поверхность вала является некондиционной (это часто случается, когда хвостовик восстанавливают наваркой металла), то нужно сначала шлифовать именно эту поверхность, а уже затем переходить к шатунным шейкам. В противном же случае база, от которой шатунные шейки шлифуются, пропадет, и они потеряют свою параллельность относительно коренных.

Если тщательно изучить разрушенные коленчатые валы, то такой анализ покажет, что обычно смертоносные трещины появляются именно там, где шлифованная поверхность переходит в нешлифованную. Характерно, что такой стык приходится чаще всего на галтель, которая после недостаточно квалифицированной обработки теряет правильную форму. Опасно недооценивать изменения формы, но страшнее всего это в случае с высокофорсированными современными двигателями, которые в наше время очень распространены.

Шлифовка шатунных шеек

Этот процесс, как можно было понять из вышеизложенного текста, имеет первостепенное значение в процедуре шлифовки, поэтому стоит рассказать о нем поподробнее. Так, нужно обязательно знать, как правильно установить коленвал в патрон станка. Ось вращения вала обязательно должна проходить через одну из шеек шатунного типа, иначе симметрия этих шеек относительно коренных почти наверняка будет существенно нарушена. При шлифовке будет вращаться вокруг оси одной из своих шатунных шеек, который наверняка является несбалансированным, а это все влияет на коленчатый вал, шлифовать его поэтому в такой ситуации не рекомендуется. Ведь даже самый незначительный перевес в одну сторону обязательно вызовет существенные деформации как самого вала, так и деталей станка. Это непременно повлечет за собой очень существенное понижение качества шлифовки, ведь шатунные шейки приобретут форму эллипсов и потеряют параллельность относительно к коренным шейкам.

Для того, чтобы этот дисбаланс исключить, нужно применять специальные грузики, располагаемые напротив патрона станка, на планшайбах. Их масса и расположение варьируется в зависимости от веса коленвала и кривошипного радиуса. Только после тщательной выверки нужно начинать шлифовку шатунных шеек, но перед этим нужно учесть еще один очень важный момент. Ведь большинство коленчатых валов (например, коленвалы четырехцилиндровых и шестицилиндровых двигателей) характеризуется наличием парных шатунных шеек, размещенных на одной оси. Если это учесть при шлифовке, то выверка сильно усложнится, но оправдает себя оптимальным качеством проведенного ремонта, который, в свою очередь, станет залогом долговечности коленчатого вала.

1-01-2012, 07:25 | Зинченко Владимир Александрович
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: