» » Европротокол при ДТП. Нюансы оформления

Европротокол при ДТП. Нюансы оформления

Европротокол при ДТП. Нюансы оформленияВ марте 2009-го года в законодательство были внесены поправки, которые позволяют автомобилистам заниматься оформлением европротокола при дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД.
Данные изменения призваны существенно упростить жизнь водителей, которым с внесением изменений в законодательство больше не приходится часами дожидаться сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Ни для кого не секрет, что количество ДТП на отечественных дорогах неимоверно велико, и автомобилистам даже сегодня порой приходится проводить часы в ожидании инспекторов. В большинстве случаев даже малейшая авария может стать причиной образования большой пробки. Дорожно-транспортные происшествия случаются ежедневно. Меньшая часть аварий, к счастью, сопряжена с серьезными повреждениями транспортных средств и пострадавшими, большая же часть ДТП сопряжена с царапинами и мелкими повреждениями, оформлением которых вполне могут заняться сами участники ДТП без участия ГИБДД. В этом случае автомобилистам не приходится дожидаться сотрудников ГИБДД в течение продолжительного времени, вследствие дорожно-транспортного происшествия, которое оформлено самими участниками, при этом не возникают большие пробки.

Таким образом, европротокол при ДТП является ценным европейским опытом, который (пусть с проблемами) внедряется в отечественные реалии.

Преимущества самостоятельного оформления ДТП
Вся процедура не отличается сложностью. Участникам дорожно-транспортного происшествия нет никакой необходимости ждать экипаж ДПС, они могут сразу же озадачиться заполнением бланка извещения о ДТП, который, как правило, приложен к страховому полису ОСАГО. Заполнение европротокола при ДТП самими участниками дорожного происшествия существенно снижает нагрузку на инспекторов, ведь они, помимо исполнения своих прямых служебных обязанностей, занимаются и оформлением ДТП. После оформления необходимых бумаг и документов сторона, которая признана пострадавшей, должна обратиться в страховую компанию для получения страховой выплаты. Так в общих чертах выглядит действие европротокола. На практике же автомобилистам следует учитывать массу нюансов. Ведь малейшая оплошность при оформлении может лишить пострадавшего положенной страховой выплаты. А страховые компании, надо сказать, в большинстве случаев ищут малейшую возможность лишить своего клиента положенных выплат.

Изменения, казалось бы, были внесены во благо:
  • водителей, которым больше не приходится ожидать инспекторов ГИБДД из-за несерьезных царапин и сколов;
  • сотрудников ГИБДД, у которых в связи с нововведениями должна была существенно снизиться нагрузка;
  • других участников движения, которым больше не приходится тратить в пробке, возникшей из-за ДТП, время, деньги и горючее.
Однако практика показывает, что всеми преимуществами самостоятельного оформления европротокола при ДТП пользуются не более десяти процентов водителей в мегаполисах. Получается, что по прошествии четырех лет, в течение которых изменения вступили в законную силу, можно сделать вывод, что процедура самостоятельного оформления европротокола при ДТП в отечественных реалиях прижилась плохо. Кто-то скажет, что причина этого кроется в безграмотности отечественных автолюбителей или в их лени озадачиваться самостоятельным оформлением каких-то бумаг. Однако это далеко не так. Причины того, что этой удобной процедурой пользуется мало водителей, заложены гораздо глубже. Поговорим об этих причинах, а также о том, что такое европротокол и какова процедура его оформления.

Оформление и заполнение европротокола при ДТП
Процедура оформления европротокола не отличается особой сложностью. Самостоятельное оформление этого документа возможно в случае:
  • если в дорожно-транспортном происшествии отсутствуют физически пострадавшие люди или погибшие (если в ДТП физические увечья получил даже один человек, то вариант разрешения ситуации с помощью европротокола полностью отпадает; в таких случаях следует дождаться сотрудников ГИБДД);
  • если участниками ДТП являются два автомобиля, водители которых имеют при себе страховые полисы;
  • если оба автомобиля, попавшие в ДТП, способны продолжить движение и покинуть место происшествия своим ходом без вызова эвакуатора;
  • если виновник ДТП признал свою вину в добровольном порядке;
  • если участники ДТП не имеют каких бы то ни было разногласий относительно деталей аварии;
  • если ущерб в денежном выражении не превышает сумму в 25 тыс. рублей (ущерб в данном случае оценивается визуально обоими участниками ДТП).
Кроме того, самостоятельное оформление европротокола возможно лишь в том случае, если участник дорожно-транспортного происшествия, признанный пострадавшим, является непосредственным собственником транспортного средства. Если какое-либо из перечисленных условий не соблюдается, то для оформления ДТП следует вызвать инспекторов ГИБДД.

Впрочем, нередко ситуация развивается по-иному сценарию. Один из участников в момент дорожно-транспортного происшествия признает себя виновником, но через некоторое время, проштудировав дома ПДД или взяв консультацию у профессиональных водителей, он выясняет, что его вины в аварии нет. Что делать в такой ситуации? Законодатели на этот вопрос не дают четкого и прямого ответа. Таким образом, единственный выход из этой ситуации - попытаться вновь разобрать и согласовать детали ДТП с другой стороной, которая изначально по обоюдному согласию была признана потерпевшей.  

Схема дорожно-транспортного происшествия должна отображать максимум достоверной информации. В частности, схема ДТП не может называться качественной и правильно составленной без:
  • плана участка дороги, на котором указывается и названия улиц, и номера домов;
  • схематического изображения положения транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия;
  • заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии, в которое вписываются объяснения участников о случившейся аварии (не лишним будет выполнить фото- и видеосъемку места ДТП и машин-участниц);
  • указания марок и номеров автомобилей, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия;
  • указания направления движения каждой машины, ставших впоследствии участницами ДТП, до непосредственного столкновения.
Бланк европротокола. Данный документ представляет собой два листа, которые скреплены между собой степлером. Один из листов представляет собой самокопир. Таким образом, заполнение обоих листов осуществляется одновременно. Точный пример европротокола при ДТП всегда можно разыскать в интернете с помощью мобильного телефона (или другого устройства) с выходом в виртуальную сеть. После заполнения обоих экземпляров документа с лицевой стороны их нужно разъединить. Затем заполняется обратная сторона документа каждым из участников дорожно-транспортного происшествия в отдельности.

Исправления в бланке европротокола недопустимы. После того как мнения участников относительно деталей аварии сошлись и был составлен документ, обоим автомобилистам следует подтвердить все это своей подписью, которая ставится в документе. Опытные водители советует в обязательном порядке постараться заручиться поддержкой людей, которые стали очевидцами ДТП. В крайнем случае, желательно взять у них контактные данные. Кроме того, участникам аварии тоже нелишне обменяться друг с другом номерами телефонов. Следующий этап - обращение на пост (в отдел) ГИБДД с пакетом подготовленных бумаг, где участникам аварии должны выдать справку по ДТП, определения и постановление. Там же для упрощения работы инспекторов можно предоставить фотографии и видеозапись, сделанные на месте происшествия.

Необходимо отметить, что с появлением возможности самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия появились и те, кто на оформлении европротокола при ДТП старается заработать деньги. В данном случае речь идет о многочисленных службах аварийных комиссаров. К примеру, если автомобилист, попавший в аварию, не располагает уверенностью в том, что сумеет правильно оформить все нужные бумаги, то ему на помощь приходят службы аварийных комиссаров, которые окажут водителю помощь и выполнят все необходимое. Добросовестные службы, как правило, занимаются не только непосредственным оформлением ДТП, но и сопровождением автолюбителя до момента получения страховой выплаты. Следует отметить, что услуги аварийных комиссаров оплачиваются либо обоими участниками дорожно-транспортного происшествия, либо одним из них.

Обращение в страховую организацию
Следующий этап - обращение в страховую компанию. Общение со страховщиками является, пожалуй, самым сложным этапом. Автомобилист, попавший в ДТП, заинтересован, прежде всего, в ремонте своего транспортного средства, а не в заполнении множества бумаг и беготне в страховую компанию. Для ремонта ему необходимы деньги, которые ему полагаются от страховой компании. Вместе с тем, у страховщиков, как правило, находится уйма причин, чтобы либо отложить выплату страховки, либо полностью отказать в возмещении ущерба. Именно в этом и кроется главная причина того, что европротокол за четыре года так и не сумел найти должного распространения среди отечественных автомобилистов. Дело в том, что получение страховой выплаты по ДТП, которое было оформлено самостоятельно с помощью европротокола, является делом хлопотным и зачастую, к сожалению, невыполнимым.

Согласно действующему законодательству, страховая компания может на вполне законных основаниях отказать в возмещении ущерба только в двух случаях:
  • во-первых, в страховой выплате может быть отказано в том случае, если полис виновника ДТП просрочен;
  • во-вторых, если виновник дорожно-транспортного происшествия не вписан в страховой полис.
В вышеприведенных случаях виновник аварии, в сущности, не считается клиентом страховой компании. Что же в такой ситуации делать потерпевшей стороне? Только одно - обратиться в суд, подав гражданское исковое заявление о возмещении нанесенного вследствие ДТП ущерба в отношении виновника. Особо следует подчеркнуть, что документы, которые оформлены ненадлежащим образом, не являются основанием для отказа в страховой выплате. Однако практика показывает, что ошибки, допущенные при оформлении бумаг, могут стать поводом для отказа в выплате причитающихся денег. Однако следует знать, что это незаконно!

Безусловно, мотивы страховых организаций понятны: подобными мерами они пытаются оградить себя от мошенников, промышляющих заработком денег на авариях с помощью упрощенной схемы оформления ДТП. Но от подобных мер не должны страдать добросовестные автомобилисты, имеющие законное право на получение страховой выплаты. Добиваться возмещения ущерба можно и нужно! Итак, если страховая компания отказывается возмещать ущерб по ДТП, которое оформлено с помощью европротокола самостоятельно, то следует потребовать от организации письменного отказа. А уже с письменным отказом водитель может обратиться в суд с иском. Судебное решение вполне может обязать страховую компанию выплатить потерпевшему причитающуюся сумму денег. Помимо прочего, существует Федеральная Служба по Финансовым Рынкам, в которую можно обратиться с жалобой на страховую компанию, к которой следует прикрепить письменный отказ страховщика от возмещения ущерба. Аналогичным образом нужно действовать в случаях, когда страховщик в качестве причины отказа называет то, что виновник ДТП не предоставил транспортное средство к осмотру.

Ограничения по сумме возмещения ущерба
Сумма возмещения ущерба по дорожно-транспортному происшествию, оформленному самостоятельно участниками посредством европротокола, не может быть свыше 25 тыс. рублей. Ущерб, который возникает вследствие большей части аварий, вполне укладывается в указанную сумму. Если из-за аварии появилась трещина на бампере (разбилась фара, сломалась решетка радиатора или помялось крыло), то ремонт этих повреждений с легкостью можно осуществить за сумму, находящуюся в пределах 25 тыс. рублей. Таким образом, указанная сумма является вполне реальной, но только для отечественных автомобилей. В случае с автомобилями иностранного производства дело обстоит сложнее, поскольку ремонт одного только сломанного бампера может обойтись в сумму, превышающую законодательно закрепленный порог.

В тех случаях, когда сумма ущерба превышает 25 тыс. рублей, желательно все-таки вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Дело в том, что страховые организации не могут выйти за пределы установленной суммы в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие было оформлено посредством европротокола. Даже обращение в суд в таких ситуациях ни к чему не приводит. Таким образом, ограничение в 25 тыс. рублей является, пожалуй, основным недостатком «упрощенной» схемы оформления ДТП.

Необходимо отметить, что заграницей дорожно-транспортное происшествие оформляется с помощью европротокола в любом случае, кроме тех, когда в ДТП пострадали люди. И это неудивительно, поскольку за рубежом отсутствуют ограничения максимальной суммы страховой выплаты. Нужно отметить, что в нашей стране ведутся регулярные дискуссии о повышении верхней планки. Однако дальше ожесточенных дебатов дело не пошло.
13-07-2013, 00:22 | Дмитрий
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: