При движении на низких скоростях, с частыми подъёмами в гору, остановками и т. д. система охлаждения функционирует в режиме повышенной нагрузки, в некоторых случаях даже перегрузки. В результате чего по цепочке от этого перегружается мотор, аккумулятор, генератор. Именно охлаждение двигателя, система зарядки и генератор чаще всего становятся причиной того, что машина останавливается в пробке. Всякий раз, когда я еду домой по пригородному шоссе, я вижу на обочине "трупики" не доехавших до дачи, оставленных машин. Очень часто подобные автомобили я вижу и при движении в пробке, когда из-под капота вылетают клубы пара, и хозяин машины, уже и так взволнованный пробками на трассе и неисправностью своего автомобиля, который препятствует движению иных транспортных средств и пытается завести заново своё авто.
Как себя вести и какие шаги надо предпринимать для того, чтобы не задержаться в пробке? Как поступать, если вы уже не в состоянии в пробке двигаться?
Первое, что надо сделать – это заблаговременно проверить систему охлаждения на исправность. А именно: исправен вентилятор системы охлаждения, термостат системы охлаждения, перед выездом необходимо просмотреть схему бортового напряжения и шкалу зарядки аккумулятора. Также надо знать, где располагается вентилятор охлаждения радиатора.
Методика проверки электрооборудования автомобиля
Термостат, в общем виде это термо-клапан, его задача открывать или закрывать большой круг охлаждения - то есть в результате работы термостата охлаждающяя жидкость будет проходить сквозь радиатор охлаждения. Проверка такого датчика очень простая задача - при нагреве мотора до 90 градусов Цельсия радиатор охлаждения должен быть сильно горячим (если руку прислонить к радиатору, то ее невозможно удержать там продолжительное время). Исправность термостата подтвердит нам то, что два патрубка отвода и подвода охлаждающей жидкости (патрубки в диаметре ~5-7 см), должны быть разогретыми до высокой температуры. Об исправности термостата вы можете судить по тому, если в случае работы вентилятора от него исходит горячий воздушный поток. Если же при горячем моторе (около ста градусов) весь радиатор, или же один из его патрубков холодные - то это значит, что термостат функционирует неправильно, или же неисправна помпа системы охлаждения, возможно присутствие воздушной пробки в системе охлаждения.
Водителю также главное знать, где находится предохранитель вентилятора охладительной системы, т. к. часто при продолжительной работе может возникнуть оплавление контактов реле и предохранителя электровентилятора. Могут неправильно работать или вовсе не функционировать контактные соединения проводов, которые идут на электровентилятор. Стоит уделить особое внимание датчику включения вентилятора – у него есть две вариации: управляющий и силовой, силовой доносит питание прямо к электродвигателю вентилятора, а управляющий направляет питание на обмотку механизма включения вентилятора. Все клеммы и контакты должны быть плотно соединены и зачищены, коррозию надо убирать, а окисленные провода и клеммы заменять на новые. Для правльной работы элетрооборудования необходимо установить на авто провода правильного сечения. Хочется также отметить, что при функционировании электровентилятора надо будет приложить к нему ток большой силы.
Следующий немаловажный узел электрооборудования автомобиля - это генератор, его главная задача - обеспечение бортовой системы необходимым напряжением. Данного напряжения должно хватать и на зарядку аккумулятора и на питание электроприборов. Нередко бывает так, что генератор выводит из строя постоянно функционирующий вентилятор охлаждения мотора. При повышенной нагрузке на генератор могут поломаться диоды выпрямительного моста. При продолжительном движении в пробках, надо постараться не нагружать бортовую систему дополнительными потребителями, к примеру, обогревом заднего стекла.
Как себя вести, если неисправность электрооборудования застала вас на ходу.
Если начинает повышаться температура мотора вам может следующая методика. У электрооборудования высокая нагрузка, поэтому нужно обеспечить охлаждение двигателя, включив отопитель в режим самого большого обогрева. В такую погоду надо возить с собой запас воды или охлаждающей жидкости. Если бортовое напряжение автомобиля упало и пропала зарядка аккумулятора, и в дополнение ко всему этому не функционирует генератор, отключите все электроприборы, без которых вы можете дальше двигаться (если на улице нормальная видимость, выключите фары), радиоприёмник, отопитель и т. д. Это понизит нагрузку на автоаккумулятор и даст вам еще немного времени для движения. Надо отметить, что при разрядке автомобильного аккумулятора не надо глушить двигатель, так как разряженный аккумулятор может не обеспечить необходимый пусковой ток и завести мотор.
В целом перед каждым выездом надо помнить, что пробка - это в некотором роде экстремальный режим работы машины и поэтому надо поддерживать необходимое техническое состояние машины, как вы видели, методика проверки оборудования в авто весьма понятна.