» » Нормы обслуживания и управляемости

Нормы обслуживания и управляемости

Нормы обслуживания и управляемостиПочти в каждом обзоре автомобилей мы видим слово «управляемость». Скорее всего, вам приходилось слышать выражения наподобие "рулится, как утюг", "ватный руль", "острый руль". Данные характеристики управляемости автомобиля по большей мере субъективно-эмоциональные. Под управляемостью принято понимать то, насколько чётко автомобиль реагирует на движения рулевого колеса, и с какой скоростью вход в повороты будет, не опасаясь срыва колёс. В нашей статье будут описаны нормы обслуживания и управляемости автомобиля.

Управляемость автомобиля во многом зависит от его конструкции, а конкретнее от конструкции подвески и рулевого управления. Ясно, что автомобиль, у которого, для поворота колёса от начального до крайнего положения, надо произвести четыре оборота руля, будет реагировать на кручение рулевым колесом заметно резче, чем тот, у которого нужно вращать руль шесть оборотов. Однако нормы управляемости, которые заложены в конструкцию машины, довольно сильно зависят от состояния рулевого управления и подвески. Вначале немного увеличился люфт руля, затем немного "подсели" амортизаторы и ушли углы установки колёс – руль стал заметно тяжелее, и автомобиль, вместо того, чтобы двигаться прямо, едет куда пожелает, а в поворотах он вовсе, визжа резиной, начинает валиться.

Одна из самых главных характеристик управляемости – это поворачиваемость. В зависимости от варьирования радиуса поворота под воздействием третьих сил (силы ветра, центробежной силы на повороте и т. д. ) поворачиваемость машины может быть избыточной, нейтральной и недостаточной.

Для ряда водителей идеальной нормой управляемости, а если быть конкретным, то поворачиваемости была бы нейтральная. Это означает, что когда машина куда-то поворачивает, ни ее задняя часть, ни передняя не выезжают за пределы дуги поворота, которая была намечена водителем. Если вы слишком быстро въезжаете в поворот, при нейтральной поворачиваемости боком поедет весь автомобиль, а не определенная одна его половина.

Многие автомобильные спортсмены, в тоже время, предпочли бы избыточную поворачиваемость машины. Она будет иметь место, когда заднюю часть автомобиля в повороте немного заносит вбок. В этом случае машина заходит в поворот, если так можно сказать, заметно резче. Заднеприводные автомобили склонны к большей поворачиваемости при более сильном, в отличие от обычного, нажатии на педаль акселератора, в этом случае задняя ось может потерять сцепление с трассой. Тут надо быть предельно осторожным, так как это может произойти непредвиденно быстро.

Многие авто с передним приводом, которые ездят по нашим трассам, изначально производятся с малой поворачиваемостью. Это значит, что когда авто входит в поворот передняя его часть старается «уехать наружу», а задняя остается на месте относительно траектории движения. Ощущается это так, как будто автомобиль «не хочет» поворачивать. Естественная реакция водителя при появлении такой малой поворачиваемости - это сбрасывание газа, что заставляет машину понизить скорость. При этом вес перенесется на переднюю ось, таким образом, колеса получат более сильное сцепление с трассой и авто лучше войдет в поворот.

Однако переднеприводные автомобили также могут поворачиваться избыточно. Оденьте передние колеса в зимнюю резину, а на задние поставьте — всесезонку, и ваша машина — отличный кандидат в мастера спорта по заносам. В этом случае вы будете тормозить, при чем передняя ось будет «зацепляться» за трассу, а задняя — напротив, скользить. Использование различных свойств резины в тюнинге автомобильной управляемости — старая, однако до сих пор работающая техника.

От конструкции подвески зависит и скорость безопасного прохождения поворотов, не маловажным является и ее состояние, поэтому нормы обслуживания рулевого управления должны всегда выполняться. Если подвеска не будет позволять "гулять" колёсам, жёсткие стабилизаторы устойчивости не дают кузову авто валиться при входе в поворот, если амортизаторы и пружины хорошо прижимают колёса к трассе – то смело можно "вваливать" в повороты на большой скорости. Если же происходит на оборот – то и недолго до того, что вы улетите с трасы.

Мягкая подвеска обеспечивает постоянный контакт между дорогой и шиной, иными словами, колеса не будут подскакивать на препятствиях, все время, сохраняя соприкосновение с дорожным полотном. Это снижает износ резины. Сильно мягкая подвеска приводит к большому крену в поворотах, а это ведет к смещению центра тяжести машины и снижению устойчивости. Мягкая подвеска к тому же, замедляет реакцию машины на действие рулем.

Устойчивость в поворотах будут повышать стабилизаторы. Они являются связующим элементов между левой и правой подвеской и помогают правильно перераспределять вес. Чем более жестким будет стабилизатор, тем лучше машина держит дорогу. Если сторона жесткого стабилизатора отрицательная, то будет наблюдаться нервное поведение машины в поворотах.

Машины, вес которых находится по большей мере спереди, склонны к малой поворачиваемости. Поэтому непрактично устанавливать на передние колеса покрышки больше, чем на задние, поэтому инженеры настраивают характеристики руля при помощи доступных им параметров, таких как стабилизаторы поперечной устойчивости, жесткость втулок подвески и степень жесткости пружин. Это все надо проделывать для того, чтобы уберечь автомобиль от «вылетания» из поворотов или, напротив, слишком резного их «срезания». Когда шины расположены строго вертикально – это дает нам максимальную площадь пятна контакта с трассой, однако если слишком затянуть стабилизаторы или пружины, колеса просто не смогут передвигаться по трассе с неровностями.

Однако что-то поменять в управляемости своего авто можно и не такими трудозатратными способами. Газонаполненные стойки и амортизаторы лучше контролируют колебания колес при контакте с дорожным полотном. Их установка на автомобиль позволит повысить и пресловутую управляемость, и комфортность езды. В этом вопросе лучше не экономить — вложенные деньги быстро окупятся.

Давление в шинах также очень важный фактор, который влияет на управляемость. Изменение величины даже в 1/2 psi дает спортивному автомобилю поразительные перемены. На обычном уличном авто можно ощутить разницу, когда изменяется давление на 2 или 3 psi. Увеличения давления делает колеса более стабильными, так что повышается управляемость, однако при этом страдает комфорт. Понижение давления вызывает более сильные смещения машины в поперечном направлении, если говорить простыми словами, то машину начинает качать. Поэтому надо всегда задумываться о техники обслуживания и управляемости вашей машины, чтобы выйти из критической ситуации целым и невредимым.

21-07-2011, 15:45 | Зинченко Владимир Александрович
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: