» » Расчёт окупаемости газобаллонного оборудования

Расчёт окупаемости газобаллонного оборудования

Расчёт окупаемости газобаллонного оборудованияВажнейшим стимулом перевода автомобиля на газ является экономия на топливе и эксплуатационных расходах. Как раз здесь происходит схватка меньших расходов на топливо и высокой стоимости газобаллонного оборудования (ГБО). Перед автовладельцем встаёт сложная математическая задачка рассчитать рентабельность перехода автомобиля на газ. Необходимо сопоставить стоимость ГБО, затрат на установку, предполагаемые эксплуатационные расходы за определённый период (предположим за год) с экономией расходов на топливо.


Дорогое удовольствие

Чтобы ощутить прелесть езды на газе, придётся приобретать качественное, надёжное, экономичное и поэтому дорогое оборудование 4-5-го поколения. Связываться с дешёвыми поделками всем дороже. Даже если ширпотреб не взорвётся (ЧП бывают крайне редко), то запах газа в салоне и вокруг машины испортит настроение.

Газобаллонное оборудование бывает двух типов: работающих на пропан-бутане (сжиженном газе) и метане (природном газе). Так как давление сжиженного и свободного газа разнятся, приходится использовать в конструкции разные баллоны. Раньше более распространённым являлся метан. Однако его приходилось закачивать в баллоны под большим давлением в 250 атмосфер. Баллон с таким давлением превращается в артиллерийский снаряд, лежащий в багажнике авто. Сейчас большинство автомобилей переводят на пропан-бутан, так как это достаточно безопасно – давление в баллонах всего 10-15 атмосфер. Эти параметры напрямую влияют на стоимость ГБО. Система под сжиженный газ значительно дешевле.

Нельзя не упомянуть, что перевод дизельного двигателя на газ также возможен, но сопряжён с серьёзной переделкой конструкции. И чем навороченнее дизель, тем сложнее оборудование. ГБО для дизельного мотора обойдётся однозначно дороже, чем перевод бензинового двигателя на газ.

Установка

Важный вопрос – кому доверить монтаж систем. Дешевле сляпать в соседних гаражах, но за качество никто не отвечает. Сертифицированные центры сдерут дороже, но они несут ответственность за работу. Опять же, покупая дорогое оборудование испортить его некомпетентной установкой глупо.

Дешевле обойдётся установка ГБО на автомобили производства СНГ. На престижные иномарки и коммерческие авто - в 1,5-3 раза больше. Расходы на запчасти и ремонт – как повезёт.

На ряде интернет-ресурсов стоимость газобаллонного оборудования с установкой для бюджетных легковых автомобилей оценивается в 900-1200 долларов. Есть предложения в 500-600 долларов для ГБО старых поколений. Для сравнительных расчётов возьмём удобную цифру 1000$.

На ряд иномарок подходят только новейшие газобаллонные системы пятого поколения, чья стоимость с установкой может достигать нескольких тысяч долларов. Возникает вопрос: не слишком ли дорогое удовольствие? Смотря с чем сравнивать. Такая переплата сопоставима с переплатой за гибридный двигатель. Конечно, гибрид более моден и экономичен. Но много ли найдётся сервисных центров, способных грамотно отремонтировать и провести ТО гибридным двигателям? А вот с обслуживанием газобаллонного оборудования проблем не возникнет.

Экономим на топливе

Теперь надо рассчитать предполагаемую экономию топлива. Стоимость лира пропан-бутана и метана примерно равна, отличаясь на копейки. В Москве газ в среднем на 40% дешевле чем АИ80-92, и на 50% чем АИ95-дизтопливо (16 рублей за литр против 28-32 рублей). Округлённая выгода 4-5$ на десяти литрах горючего.

В Беларуси газ те же 0.5$ за литр, зато бензин и дизель дешевле: 24-27 российских рублей (0.8-0.9$). Экономия уже меньше: 3-4$ на 10 литров.

В Киеве усреднённая стоимость газа на заправках 0.75$. АИ80-дизель = 1.25$, АИ95 = 1.35$. Сэкономим 5-6$ на 10 литрах горючего.

Сделаем корректировку на чуть больший расход газа по сравнению с жидким топливом. Потребление газа будет зависеть от характеристик установленного оборудования, тонкой настройки электроники и особенностей автомобиля. Предположим, газа будет потребляться на 10% больше, чем расходовалось бензина. Поэтому наша экономия сократится на 10%:

  • 2.7-3.6$ в Беларуси;
  • 3.5-4.5$ в России;
  • 4.5-5.5$ на Украине.

Окупаемость ГБО

Теперь самое интересное. Все приведённые цифры для удобства усреднены, но они недалеки от истинных расходов. Предположим, что:

  1. Ежемесячный пробег автомобиля 1000 километров.
  2. У нас отечественный автомобиль на бензине. Средний расход топлива 10 литров на сотню.
  3. Стоимость ГБО с установкой 1000 долларов.
  4. Экономия от перехода на газ на каждых десяти литрах горючего 4 доллара.

Проведём несложные подсчёты:

  • Проезжая 100 км мы затрачиваем 10 литров бензина. На 1000 км у нас уходит 100 литров.
  • При переводе машины на ГБО мы будем расходовать 110 литров газа. Но даже с учётом 10%-ного перерасхода мы сэкономим: 0.4$ на литре бензина=4$ на 10 л=40$ на 100 л. То есть, проехав за месяц 1000 км вместо ста литров бензина двигатель «скушает» 110 литров газа, но при этом мы сэкономим 40 долларов.
  • Казалось бы, отличный результат! Но ведь мы затратили на само оборудование 1000$. Экономя каждый месяц по сороковнику, мы окупим газобаллонное оборудование только через два года.

Выводы

Выводы очевидны. Если автомобиль планируется эксплуатировать ближайшие 10 лет, то перевод двигателя на газ вполне оправдан. Через 2 года «отработки» каждый последующий год будет приносить теоретически 500$ экономии. Правда, не следует забывать об обслуживании и ремонте самого ГБО.

Если вы привыкли менять авто каждые 3-4 года, то установка ГБО вряд ли оправдана. Вы наверняка наслышаны о неудобствах с переоформлением документов, переучиванием на управление автомобиля на газу, поиском газовых заправок, коих немного даже в крупных городах. Встаёт вопрос сохранения гарантии на авто.

Окупаемость ГБО прямо пропорциональна увеличению пробега. Если вы наматываете за год 50000 км, то и эффективность по нашим расчётам увеличится в 5 раз.

Также расчёт окупаемости зависит от расхода топлива. Если у вас малолитражный экономичный автомобиль со средним расходом 5 литров на 100 км, то рассчитанный нами ГБО окупится только через 4 года (мы ведь заложили расход 10 л на 100 км).

Конечно, неучтены множество других нюансов (состояние автомобиля, пробег, конструкция двигателя, конструкция ГБО, применяемый газ, качество установки, настройки электроники и т.д.), но общие расчёты окупаемости по предлагаемой схеме будут вполне корректными.

Выгоднее всего ставить ГБО на коммерческие авто с большим пробегом, на старые автомобили с неэкономичным двигателем, на отечественные автомобили благодаря простой конструкции двигателей, на автомобили длительной эксплуатации.

Невыгодно устанавливать на современные иностранные малолитражки класса А и экономичные авто класса Б, при частой смене автомобилей, на новые автомобили, если производитель грозится аннулировать гарантию из-за вмешательства в конструкцию.

Быстрее всего ГБО окупается на Украине, дольше - в Белоруссии.

28-12-2012, 11:40 | Алекс Шутов
 
 
 
 
#1 Сергей (18 января 2013 15:47)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Подсчеты не учитывают, что на пропан-бутановой смеси (жидком газе) требуется, для предотвращения замерзания редуктора при снижении давления газа из баллона до рабочего, подаваемого в цилиндры, газ прогревать. То есть, пока охлаждающая жидкость двигателя не прогрета, заводиться и двигаться придется на бензине. А это (из личного опыта +1 - 1,5 литра бензина на сотню в среднем. Я вел учет расходов и газа и бензина - окупить получилось чуть больше, чем через 2 года (43 000 км). Стоимость установки на тот момент была не 1000, а 400-500 долларов. Правда, и цены были вдвое ниже...
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: