» » Правильный стиль вождения в гололед

Правильный стиль вождения в гололед

Правильный стиль вождения в гололедС приходом зимы следует менять не только шины, но и характер управления автомобилем. Уже нет мгновенного торможения, а разворот руля во время зимней эксплуатации может не дать того эффекта, что ожидается. А как дела обстоят с управлением в такую погоду у профессиональных спортсменов, ездящих по гололёду на все-сезонной резине? В данной публикации рассказывается про правильный стиль вождения в гололед.

 

Накат — противник на дороге

 

Самая частая ситуация для  ДТП – езда накатом. Впрочем, всё, как летом: разогнался от светофора – и вперёд на «нейтрали» до впереди стоящего «маяка».  Ни в коем случае не надо этого делать: на ведущих колесах должен быть запас тяги. Постоянно! Иначе, если занесёт заднюю ось или же снесёт переднюю, водитель, по сути, обречен: в таком положении ошибки вождения может поменять только профи. Обычный же человек за рулём от страха давит на тормоз, что есть силы, колеса блокируются, и начинается игра в русскую рулетку на дороге.

 

Порой эта ситуация растягивается во времени – при заблокированных колесах тормозной путь становится более продолжительным. Как быть?  Плавно отпустить  тормоз, отжать сцепление и использовать понижающую передачу.  И изменяя тягу, спокойно предпринять попытку «поймать» автомашину.

 

Ещё одна «беда» езды накатом: при торможении на «нейтральной» просто блокируются колеса. Однако на передаче инерция не позволит «заблокироваться». Только если  шофер от ужаса вгонит педаль тормоза в пол и заглушит двигатель, «позабыв» своевременно нажать сцепление и постепенно перейти на пониженную передачу. Только тогда происходящее по безвыходности будет эквивалентно езде накатом.

 

«Ручной тормоз» - как рулевое.

 

«Ручник» для спортсменов-водителей – такой же необходимый механизм управления машиной, как педали, руль и КПП. В ралли за «ручном тормозом» зачастую работает штурман,  коротким подтормаживанием задних колес стимулируя их занос, и выбрасывая корму автомобиля в 90-градусные повороты, коими насыщены городские специализированные трассы или небольшой поворот горного серпантина.

 

Важно – выучиться уверенно и энергично манипулировать рычагом, варьируя время включения ручника. Обучаться, конечно же, необходимо не на общественной трассе, а, лучше всего – на освобождённой от снежного покрова площадке с ледяной поверхностью. В больших  поворотах хватает, чтобы задние колеса чуть-чуть пошли в занос. Для вхождения в крутой поворот бывает необходимо заставить автомобиль скользить «веером», тогда ручной тормоз подольше придерживают.  Такой прием хорошо задействовать в машинах с коробкой -  автоматом, а также переднеприводных авто.

 

Хотя, используется ручник и по назначению. На старте под наклон, или скользящих поверхностях. В обиходе же этот прием имеет применение для зимних «ралли» со светофора, на имеющем задний привод автомобиле. Когда горит желтый сигнал, установите автомобиль на ручной тормоз и медленно отпускайте сцепление. В период, когда оно станет «прихватывать», увеличьте газ. В момент срабатывания зеленого сигнала, «ручник» – в пол. Если вы ощущаете автомобиль, и мастерски изменяете ход педали газа и ручного тормоза, хорошее и равномерное начало движения на любой скользкой поверхности вам гарантировано.

 

Используйте педаль сцепления

 

Большое отличие простого шофёра от автогонщика – правильное манипулирование педалью сцепления. Обыватель использует её только для переключения передач, гонщик – и для  вождения автомобиля на покрытых льдом трассах. И пользуется этим в простых и сложных случаях, где мгновения решают, быть результату ДТП летальным, или нет. Во время начала движения со светофора, где трасса зачастую похожа на каток, выжатое сцепление  предотвращает пробуксовку ведущих колес. В случае заноса, когда корма автомобиля  стала обгонять капот, непродолжительное выключение сцепления достаточно уменьшит вращение.

 

Если уменьшить скорость доступно только с помощью торможения мотором, сцепление  сделает плавное включение пониженных передач. Отпустите газ – обороты снизятся, и когда вы ощутите, что автомобиль замедлился, быстро нажмите на сцепление, осуществите перегазовку, «воткните» пониженную передачу, и опять приоткройте газ. Выжатое сцепление  в этом случае не помешает быстро поднять обороты, если вы «закапываетесь» в снегу и двигатель снижает тягу.

 

Контр-смещение

 

Вот уже сорок лет скандинавская водительская школа считается лучшей. Вождение на покрытых льдом озёрах для финнов, шведов и норвежцев - национальный вид спорта и времяпрепровождения на уровне с хоккеем и сауной. С детства они усаживаются в машины, тракторы, снегоходы и скользят в зимний период повсюду, в том числе и на очищенных от снега до асфальта дорогах. А автолюбитель, обучившийся правильному стилю вождения в гололед – настоящий мастер.

 

Один из способов, прославляющих скандинавов – поворот с контр-смещением на машине с передним приводом. Входя в вираж (к примеру, в левый), шофер подтормаживает и выворачивает рулевое колесо в сторону, другую повороту, т.е. правую. Успешно дождавшись, когда машину начнет «ставить» практически поперек трассы правой стороной, он спокойно убирает ногу с педали тормоза и разворачивает руль в «верную», левую сторону. Применяя инерцию автомобиля для ее вращения, устанавливает ее поперек трассы уже в подходящем направлении. Далее шофер почти что не применяет руль, а просто отпускает машину в занос, стимулируя газом пробуксовку основных колес. Если поворот пройден, а автомобиль не перестал закручиваться вокруг оси, нужно остановить занос, выжимая педаль сцепления.

 

Перегазовка

 

Так же, как и простые шоферы, раллисты допускают ошибки и утрачивают управление над машиной на скользкой дороге. Различие только в том, что в данной ситуации они работают на «автомате». Способ, о котором сейчас поговорим, спортсмены часто употребляют в автоспорте и зимой, и летом. Переняли они его у водителей грузовых машин, где коробка передач не имеет синхронизаторов. Для обычных водителей она будет полезна в зимний период.

 

Перегазовка – переключение передач с более высоких на низкие с повышением оборотов, дающее возможность не допустить сильного сдерживания колес основной оси, следовательно, их неизбежного срыва в скольжение. Разумеется, увидев вызывающий недоверие участок, выжмите сцепление, постепенно перейдите на нейтральную скорость, освободите левую педаль. Следующее - на долю секунды нажмите на газ, после этого выжмите сцепление, включите пониженную ступень и отпустите сцепление. Последовательно перейдя по передачам вниз, возможно замедлить перемещение  автомобиля до остановки даже в гололедицу. Главное – не сбиться, для чего нужно будет каждый день тренироваться, доведя данный метод до автоматизма. Но это обязательно пригодится!

 

В темпе вальса

 

В зимний период машиной необходимо управлять «по-кошачьи» нежно. Не просто крутить баранку, но и начало движения, и торможение, и повороты надо осуществлять плавно – в гололёд импульсивный ритм приводит к утрате управляемости машиной! Резко газ в пол в начале движения – и ведущие колеса начнут шлифовать лед. Частенько, увидев слишком скользкий поворот, шофер сам уходит в занос, внезапно сбрасывая газ, и со страху  ухудшает свое положение – бессознательно убирает ногу с газа, к тому же бьет по тормозам. Естественно, что автомобиль из заноса не выходит, а просто скользит напрямик.

 

Водителю необходимо «взять в толк», как перераспределилась масса заднеприводной машины: при сбросе газа передок загрузился, автомобиль ткнулся носом, и сзади ухудшилось сцепление. Спортсмен в таком случае увеличит газ и, повернув колеса в сторону заноса, пройдет поворот веером. Но дилетанту нелегко надавить на газ психологически. Лучше решить проблему при помощи быстрой «рулежки». Вот, где весьма необходима резкость в движениях. Вырулив в сторону заноса, надо, не дожидаясь реакции машины, вращать руль обратно. Изменения при таких манипуляциях производятся резко, необходима работа на опережение – дабы не позволить машине «раскачаться», иначе она уйдёт в ритмический занос. Угол заноса с  каждой следующей «волной» влево - вправо возрастает, и когда опоздаешь с коррекцией, или же не сумеешь «словить» автомобиль, он слетит с дороги. Именно вследствие «раскачки», машина в первую очередь переворачивается или же слетает в кювет.

 

Наконец, в городе делайте поправку «на дурака» – во время езды, какой бы медлительной она ни была, повышайте дистанцию впереди идущего авто в два раза по сравнению с «летней» – целее будете.

3-01-2011, 02:02 | Ирина Гудкова
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: