» » Автомобильные усилители своими руками

Автомобильные усилители своими руками

Автомобильные усилители своими руками Автомобильная аудиосистема может быть любой, но в центре ее неизменно присутствует такая вещь, как автомагнитола. Это может быть или заводская магнитола, или приобретенная хозяином авто. И в каждой такой магнитоле имеется свой внутренний усилитель, но он слишком слаб. А вот если установить на машину усилитель внешний, то он даст заметный эффект в плане звучания, даже самый простой.

Автомобильный усилитель нужен тем, кто хочет чистого  и мощного звука на своем авто. Внутренние усилители магнитол не могут справиться с этим, так как они слишком маленькие.

 

Автомобильный усилитель  - это совсем другое устройство, нежели обычный домашний. Различий между ними достаточно. Во-первых, он питается по-другому и имеет другую компоновку. Во-вторых, у него другой функционал, поэтому его с большей вероятностью можно причислить к ряду профессиональной аппаратуры. У автомобильных усилителей имеется несколько функций, с помощью которых можно им управлять. Прежде всего, это нужно для того, чтобы выставить необходимый режим работы именно для вашей аудиосистемы. Также вы сможете настроить усилитель под определенные компоненты  тракта, а также с учетом акустики салона вашей машины. Есть, конечно, и среди автомобильных усилителей те, что работают лишь на увеличение мощности звука. Если выбирать такое устройство, то все соответствующие настройки должны проводиться в головном устройстве либо во внешнем звуковом процессоре.

 

Очень важный момент при выборе автомобильного усилителя – количество каналов, которые на нем есть. Есть модели с одним каналом, или моноблоки. Есть модели, которые имеют от пяти до восьми каналов. Если говорить простыми словами, то количество каналов  равно количество возможных для подключения к системе колонок и сабвуферов. Правда, не все так просто.

 

Чаще всего встречаются в автомобильных аудиосистемах усилители на четыре канала, причем, не самые дорогие. Такой усилитель – идеальный вариант для стандартной конфигурации звуковой системы. Он дает возможность подключить к ней четыре колонки и один сабвуфер. То есть, работает он на три канала, а четвертый остается свободным. Почему так? Потому что каналы у усилителей бывают спаренными, то есть, к одному каналу можно подключить две колонки. Для сабвуфера предназначен канал увеличенной мощности, работает он в мостовом режиме. Сабвуфер требует намного больше мощности, чем обычные колонки. С помощью системы «моста» можно получить значительную прибавку в мощности, до четырех раз. Чем лучше усилитель, тем больше будет прибавка.

 

С помощью многоканального усилителя вы сможете подключить все колонки своими руками, которые у вас имеются. Но тут тоже есть свои нюансы. На некоторых автомобилях установлены системы с несколькими усилителями – одно- или двухканальными. И такая система работает гораздо лучше той, где все колонки подключены в один усилитель. В системе с несколькими усилителями подключать их нужно по следующему принципу. Самый лучший усилитель должен работать на фронтальные колонки, а остальные – для тыловых колонок. Самый мощный усилитель следует подключать отдельно к сабвуферу. Некоторые особо дотошные товарищи делают очень сложные схему, выверенные с определенным расчетом. Получается при этом отменный звук, но и стоимость такой системы будет довольно большой. Такие системы делаются из нескольких одноканальных усилителей, но это не значит, что каждый усилитель подключается к собственной колонке. Расчет количества усилителей будет делаться из того, сколько головок  используется в колонках. Например, если в системе имеется два трехкомпонентных фронтальных динамика и сабвуфер, то для нее нужно будет установить семь усилителей. По три на каждую колонку, и один для сабвуфера. Помимо дороговизны и сложности у таких систем есть еще один существенный минус – они очень громоздкие. И не в каждый автомобиль влезет такая сложная система, поэтому они мало распространены. Да и каким должен быть при этом расход электроэнергии! В наше время можно найти настолько хорошие по качеству двухканальные усилители, которые будут не хуже двух одноканальных. Но все же для сабвуфера лучше установить свой, отдельный одноканальный усилитель. Одноканальный усилитель имеет большую мощность, которая прекрасно подойдет для басового диапазона. Специальные усилителя для сабвуферов имеет определенные возможности для настройки звучания басов, к тому ж, они могут работать с небольшой нагрузкой. Вариант с моноблоков гораздо лучше мостовой схемы подключения.

 

Аудиосистема автомобиля обычно включает в себя несколько динамиков (головок), а также кроссоверы. Кроссовер – это специальное устройство, которое занимается распределением частот между динамиками. Это очень важный элемент. Например, средний сигнал, именуемый твиттер, может просто сгореть, если попадет на высокочастотную колонку в обход кроссовера. Кроссовер на стандартной аудиосистеме довольно надежно спрятан в самой конструкции. А вот в тех системах, которые дороже и лучше, кроссовер находится на виду, в специальном корпусе. Он не только выполняет свои прямые обязанности по распределению частот, но и имеет дополнительные функции в плане настройки звука. И это дает очень приличный результат.

 

Правда, у стандартной автомобильной системы обычно нет одной из важнейших ее составляющих – корпусов для ее элементов. Обычно вместо какого-либо корпуса динамики и сабвуфер, а также прочие элементы системы, просто ставят на их штатные места в дверях, полках, стойках или торпедо. При этом, изготовитель авто практически не заботится о том, куда эта система будет ставиться, оставляя возможность придумать это тому, кто будет ее устанавливать своими руками. И тут уж качество звучание напрямую зависит от этого человека. Одна и та же система, установленная своими руками в различных вариантах, может давать или очень хороший, или очень плохой звук.

 

Самый элементарный вариант создания аудиосистемы авто своими руками – просто поставить все ее компоненты туда, где это предусмотрено конструкцией авто. Изготовитель оставляет штатные места под элементы системы, которые имеют определенные размеры и рассчитаны на определенные динамики и прочие составляющие. Колонки, подходящие под эти места, найти легко. Но и тут может возникнуть небольшая загвоздка. Они могут хорошо встать по размеру, но не по глубине, их магнитная система может наткнуться на препятствие в виде того или иного ограничителя (например, бокового стекла в дверях). Если вы столкнулись с этой проблемой, то лучше выбрать специальные слим-динамики, довольно тонкие по глубине. Можно поставить колонки через специальные проставочные кольца широкого диаметра, стоит это не так уж дорого. Идеальным вариантом, конечно, будет еще и установка на двери специальных шумовиброизоляционных материалов. Скорее всего мастер по установке обязательно предложит вам эту услугу. Не отказывайтесь, это не сильно ударит по карману, но звук станет намного качественней. Обивка шумовиброизоляционными материалами – это очень важный момент для создания аудиосистемы. Она должна быть проведена во всех местах, где предполагается установка колонок. Двери или полки – не самая лучшая основа под динамик, они обязательно дадут свой нехороший эффект, который можно загладить с помощью изоляции.

 

В штатные места можно поставить довольно простую аудиосистему. Если вы хотите что-то посерьезнее, то вам обязательно понадобятся специальные подиумы под колонки. Подиумы устанавливаются с учетом акустических особенностей салона и его пространства. Подиум можно повернуть так, чтобы звучание распределялось оптимально относительно всех слушателей. Такая установка также является более надежной, чем обычная. Если в ваш салон никак не влезает задуманная мастером система, то ее можно немного скорректировать. Для этого приобретается и используется аудиопроцессор, имеющий множество возможностей по настойке звука.

Если различать конструкцию автомобильных аудиосистем, то их можно разделить на два типа – коаксиальные и компонентные. Коаксиальные системы отличаются тем, что в них все динамики представляют собой единую конструкцию. При этом высокочастотный излучатель располагается на центральной оси низко- и среднечастотных излучателей. Компонентная аудиосистема представляет собой набор головок, не связанных между собой. Такая система позволяет поэкспериментировать, и качество звука на ней получается гораздо выше. Мастер всегда может «поиграть» с расположением колонок, чтобы найти наиболее подходящий вариант. Наиболее качественные и дорогие системы от известных фирм всегда являются именно компонентными. Коаксиальные здесь встречаются редко, да и то в разобранном виде.

 

Автомобильные аудиосистемы могут иметь разное количество полос. Чаще всего полос в системе столько, сколько в ней имеется излучателей. Но не всегда. Есть такие системы, когда одна полоса работает сразу с несколькими излучателями. Самые распространенные системы – двухполосные. Они включают в себя высокочастотную головку, низкочастотную и среднечастотную головки. Самыми высокими по классу являются трехполосные компонентные аудиосистемы. Самые нужные нашему уху частоты – средние, и у таких систем для них предусмотрена среднечастотная головка. Это обеспечивает гораздо лучшее качество звука, так как имеет детальную специализацию. Кроме того, мастер сможет расположить колонки системы в наиболее оптимальном варианте, что еще больше усилит эффект.

 

Самыми низкими по классу считаются многополосные коаксиальные аудиосистемы. Однако, нет никакого смысла покупать систему, имеющую более трех полос. Их большее количество почти никак не отражается на качестве звука. Это лишь маркетинговый ход, чтобы «обмануть» покупателя и заставить его заплатить побольше. Четырех-, пяти-  и шестиполосные коаксиальные системы являются самыми низкими по качеству звука.

 

Хорошая аудиосистема, конечно, предполагает наличие сабвуфера. Это та же колонка, только имеющая больший размер и воспроизводящий басовые элементы звучания. Для сабвуферов на автомобилях всегда выделяется свое отдельное место в тракте. Дело в том, что  низкие частоту в условиях автомобильного салона воспроизводятся особым образом. Сабвуфер нуждается в большей мощности, чем колонки. Мало того, сабвуферы редко устанавливаются куда-то внутрь полостей авто, хотя есть и такие случаи. Однако, такой вариант малоэффективен, но есть специальные сабвуферы, которые предполагают именно такую установку. Однако, гораздо более распространенным и лучшим вариантом является изготовление специального корпуса под сабвуфер. Делаются такие корпуса из плит MDF или из фанеры. В сабвуферах очень редко встречается пассивное разделение частот, которое имеется в кроссоверах других систем. Сабвуфер работает по другому принципу. Обычно происходит фильтрация низких частот с использование кроссовера или аудиопроцессора.

 

Сабвуфер в автомобиле предназначен не только для того, чтобы усиливать басовые частоты. Его прямое предназначение – заглушить шум улицы. Ведь именно низких частот в этом шуме больше всего, поэтому уличный шум может серьезно помешать слушанию музыки. Основные фронтальные динамики, которые расположены в дверях автомобиля, не являются достаточно мощными для того, чтобы справиться с таким шумом. Они не могут иметь сильные басы, так как их невозможно сделать больших размеров, иначе они просто не влезут на свои места.

 

Также для обычных динамиков не представляется возможным использования тех систем улучшения качества басов, которые можно использовать на домашних аудиосистемах. В частности, здесь не получится воспользоваться фазоинвертором. Регулятор тембра не подойдет для использования в автомобиле. Поднятия басов в обычных автомобильных динамиках может привести лишь к тому, что вы получите невнятный хриплый звук, а позже их неизбежную поломку.  Именно поэтому хорошую автомобильную аудиосистему невозможно себе представить без сабвуфера. Сабвуфер использует сотни ватт, с помощью которых перекрикивает шум города, передает пиковые сигналы на низких частотах. Басовый звук по-особенному растекается по салону авто. Так как салон – это небольшое замкнутое пространство, то оно довольно сложно с точки зрения акустики. Воздух, который имеется в салоне, является твердой преградой, мешающей распространению колебаний низкочастотного диффузора. Таким образом получается, что сабвуфер не только должен хорошо басить в салоне, но и выработать такой мощности звуковую волну, которая «пробьет» преграды в виде воздуха. Это называется компрессионным способом получения баса. Например, в кабриолетах сабвуферы должны быть еще более мощными, так как воздушная преграда у них гораздо больше. Для аудиосистем кабриолетов обычно предполагает два сабвуфера. Причем, речь здесь не о какой-то супер-долбящей по ушам аудиосистеме, а о самой обыкновенной, которая обеспечивает хорошее качество звука на среднем уровне громкости. Если же ваша задача заключается в том, чтобы создать супер-мощную аудиосистему для участия, например, в специальных соревнованиях по громкости, то здесь вам нужно будет использовать уже сотни или тысячи ватт.

 

Лучше всего на автомобиле использовать активные сабвуферы. Это низкочастотная головка, которая имеет свой собственный корпус и сабвуферный усилитель. Причем, чем больше размер такой низкочастотной головки, тем лучше - громкость звука заметно возрастет. Правда, кроме громкости, активный сабвуфер не дает никакого прироста в качестве звучания басов. А для них существует довольно много критериев – глубина, чистота, плотность и т.д. Все это активным сабвуферам, как правило, недоступно. Есть, конечно, и среди них очень хорошие варианты, но найти их довольно проблематично. Пассивные сабвуферы по внешнему виду похожи на активные. Отличие лишь в том, что имеется низкочастотная головка и корпус, но нет усилителя. Если подобрать хороший внешний автомобильный усилитель своими руками, то можно создать действительно хорошо звучащий бас.

 

Помимо подбора наилучшего усилителя для пассивного сабвуфера, для улучшения его звучания лучше изготовить на заказ специальный корпус. При его изготовлении нужно учитывать габариты автомобиля, размеры сабвуфера. Корпус должен быть максимально прочным и увесистым. Конечно, такая схема не из дешевых, и потребует много усилий. Но результат просто фантастический. Такой сабвуфер прекрасно впишется в багажник авто и будет радовать отличным качеством басов.

Есть некоторые сабвуферы, которые предназначены для безкорпусных автомобильных усилителей своими руками. Очень хорошо располагать их на задней полке, если у вас кузов седан. Багажник остается полноценным, да и лишних денег на изготовление корпуса тратить не надо. На первый взгляд, это очень хороший вариант. Но на нашем рынке очень маленький выбор моделей сабвуферов, предполагающих возможность безкорпусной установки. Их трудно поставить, они довольно хрупкие, тяжело настраиваются и имеют меньшую эффективность, чем сабвуферы с корпусами.

 

Конечно, создать хорошие автомобильные усилители своими руками можно в любом автомобиле, даже за совсем небольшие деньги. Правда, сделать это самостоятельно довольно сложно, если вы, конечно, не мастер по инсталляции. А вот к ним-то и нужно обратиться. Как это ни странно, но в нашей стране имеется прекрасная школа инсталляции аудиосистем, так что за качество можно не беспокоиться – наши мастера знают свое дело. У нас в стране даже есть своя сборная команда по инсталляции, которая ежегодно участвует на крупных международных соревнованиях по автомобильному звуку и всегда удивляет. В нашу страну частенько приглашаются специалисты по инсталляции из других стран, но они, скорее не приезжают поучить наших ребят, а приезжают поучиться сами. Конечно, никто не утверждает, что у нас в стране в каждом салоне вам поставят гарантированно качественное аудио. Хорошие мастера имеются далеко не везде. Так что, прежде, чем обращаться к тому или иному мастеру, посмотрите его портфолио, оцените те работы, которые он выполнял до этого. Обычно в крупных салонах имеются демонстрационные залы, где выставлены лучшие работы мастеров.

 

Серьезная аудиосистема обычно начинается с четырехканальных усилителей младших классов. Такие усилители можно подключить к основному устройству даже без линейных выходов, а напрямую к магнитоле, например. Вы можете сделать систему с несколькими усилителями, но выставлять их напоказ совсем необязательно. Все это можно красиво замаскировать. Чтобы сделать хорошую фронтальную систему, лучше выбрать трехкомпонентный усилитель высокого класса.

7-12-2010, 19:52 | Игорь Николаевич
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: