
Историческая справка по системе OBD
История насчитывает несколько периодов возникновения и модернизаций:
- 1969 год: Фольксваген монтирует первый компьютер с возможностью сбора информации о системе.
- 1975 год: Появляются простейшие системы OBD, но они не имели интерфейса сбора информации и передачи для последующей обработки.
- 1988 год: (SAE) общество автомобильных инженеров рекомендует стандартизировать как сигнал передачи, так и разъемы.
- 2004 год: ЕС вводит общие правила установки систем диагностики на все машины, которые находятся на территории Евросоюза.
- 2010 год: Вводят стандарт HDOBD, для коммерческих автомобилей, произведенных на территории США.
Стандартные интерфейсы
- ALDL
ALDL – это интерфейс разработанный Дженерал Моторс. Диагностика
происходит на сборочной линии. В зависимости от блоков управления, существует
несколько версий исполнений интерфейсов (ECM, PCM, ECU).
Различия были лишь в положении разъемов и скорости передачи данных в бодах. Ранние версии работали со скоростью 160 бод, а поздние версии до 8292 бод.
- OBD-I
Стандарт был реализован для того, чтобы мотивировать производителей авто. Они должны были разрабатывать более надежные системы для снижения токсичности. Идея проекта состояла в том, чтобы при прохождении ежегодной проверки на токсичность авто в Калифорнии, отзывать в регистрации тем автомобилям, которые не в состоянии пройти этот тест. Этим хотели добиться, чтобы покупатели приобретали более надежные автомобили. Но в целом, данная программа не оправдала своих надежд из–за того, что информация, которую получали, не была документирована – это привело к сложностям контроля. Программа была признана неудачной.
- OBD – 1.5
Эта система представляет собой часть версии OBD-II, которую Дженерал Моторс внедряла в некоторые автомобили с 1994–1996 годы выпуска. Например, Корвет 95 года имел в своем распоряжении один датчик кислорода, устанавливаемый после нейтрализатора. Для OBD 1.5 предусмотрен стандартизированный сканер для считывания кодов, реализуемый через специальный разъем. Диагностика остальных систем автомобиля выполняется через этот же разъем. На Корветах реализованы интерфейсы последовательной передачи данных класса 2 ЭБУ PCM, передачи данных радиосистемы, диагностирования ССМ, комплексы пассивной безопасности, система оповещения снижения давления в шинах и т.д.
- OBD – II
Это решение представляет собой дальнейшее развитие OBD-I
системы, с точки зрения совместимости. OBD-II предполагает наличие специального
диагностического разъема, и применение протоколов для передачи информационного
сигнала. В диагностическом разъеме есть контакт для питания сканера, что
позволяет использовать его при отсутствии внешнего источника питания. Но
механики все–таки рекомендуют использовать внешнее питание, оно надежнее. В конце
концов, OBD-II имеет расширенный спектр кодов DTC. OBD-II исполнена в двух
версиях: OBD-IIB и OBD-IIA. Данный стандарт введен с целью жесткого контроля
требований токсичности.
Стандарт имеет унифицированный интерфейс в 16 контактов (8x2).
В отличии от OBD-I, который обычно располагается под капотом авто, OBD-II
обязан находиться в 2,5 футах от рулевой колонки.
OBD-II протоколы
Есть пять протоколов, которые способны поддерживать OBD-II–интерфейсы. Большинство автомобилей используют только один протокол, а для того, чтобы определить какой протокол был использован, можно используя раскладку в разъеме J1962:
- SAE J1850 с широтно–импульсной модуляцией 42,4 кБит в сек, стандарт для компании Форд Мотор.
- Контакт 2: шина +
- Контакт 10: шина –
- Напряжение 5 Вольт
- Длина сообщений ограничена в 12 байт.
Информация OBD-II
Стандартом OBD-II обеспечивается доступ к ЭБУ, и он также содержит
ценный источник информации для устранения неисправностей в автомобиле. Стандарт
SAE J1979 определяет способы и методы запроса диагностической информации и
набор параметров, которые можно получить от (ECU). Каждый параметр имеет
идентификационный номер, так называемый (PID). Список основных
идентификационных номеров, их описание, формализованное преобразование выходных
сигналов в специализированные единицы измерения, применяемые при диагностике,
представлены в стандарте OBD–II PID. Производителям авто не предписано
использовать все PID, которые перечислены в стандарте. Они могут использовать и
свои собственные, разработанные в PID.
Протокол обмена данными OBD работает в нескольких режимах:
- режим 01, применяется для идентификации и обнаружения типа привода, и вывода информации со сканера.
- режим 02, выводит данные о статистике кадров.
- режим 03, содержит набор подтвержденных кодов диагностики, для неисправных систем снижения токсичности.
- режим 04, используется для уничтожения диагностической информации.
- режим 05, используется для отображения информации о результате проверки кислородных датчиков.
- 01, напряжение (пороговое) датчика О2 (при переходе от обогащенной к обеденной смеси).
- 02, напряжения (пороговое) датчика О2 (при переходе от обеденной к обогащенной смеси)
- 03, пороговое напряжение (низкое) при измеряемом времени переключения
- 04, пороговое напряжения (высокое) датчика при измеряемом времени переключения
- 05, время переключения в миллисекундах (от обогащенной к обыденной)
- 06, время переключения в миллисекундах ( от обыденной к обогащенной)
- 07, напряжение для тестирования (минимальное)
- 08, напряжение для тестирования (максимальное)
- 09, время, между которыми происходит смена напряжения в миллисекундах.
Существует много приборов, которые способны подключаться к
разъему OBD, для доступа к возможностям функций бортовой диагностики:
Launch
X-431 Master, MaxiDAS DS708, Scantronic 2, KKL USB, Сканматик 2 USB, ELM327 USB.
Программы для сотовых телефонов и планшетов дают возможность
отражать данные OBD-II, которые можно получить через стандартный разъем USB или через беспроводной адаптер, подключенный к разъему OBD-II в автомобиле.
Кроме функций сканирования узлов есть еще список преимуществ:
- Большой объем памяти для того, что бы хранить накопленной информации.
- Высокие параметры экраны (разрешение, габариты).
- Появляется возможность использовать сторонне программное обеспечение, что повышает гибкость и удобство работы.