Данная задача решается посредством работы по двум направлениям:
- Автоматизация всего автомобиля в комплексе;
- Автоматизация некоторых режимов передвижения автомобиля, таких как движение в пробках, парковка, движение по автомагистрали.
Первый
подход, комплексная автоматизация транспортного средства в мире реализуют две
фирмы – полная амбиций российская фирма РобоСиВи и повсеместно известная
компания-гигант Google. На данный момент разрабатываются и реализуются разные
системы, обеспечивающие автоматическую парковку, которые дают возможность
осуществить перпендикулярную или параллельную парковку транспортного средства в
автоматическом режиме. Автопилот для парковки уже можно обнаружить в активе
таких фирм как Ford, Nissan, Toyota, Mercedes-Benz, Volkswagen.
Дальнейшее
развитие систем адаптивного круиз-контроля дает возможность реализации
специального автоматического режима передвижения машины в условиях пробок.
Дальше всего в данном направлении продвинулись такие фирмы как Ford и Audi.
Другим перспективным направлением автоматизации машин является автоматическое
движение по автомагистрали. Разработки данной области, ведущиеся в Cadillac и
BMV, основаны на системах активной безопасности, которые сейчас используются.
Система полного автоматического контроля автомобиля
На
данный момент разработанная Google система автоматического контроля автомобиля
реализована на шести опытных образцах автомобилей Lexus RX 450h, Audi TT и
Toyota Prius, которые в беспилотном режиме проехали уже больше 450 тысяч
километров. Система автоматического контроля, используемая в данных образцах,
включает в себя такие устройства как набор радаров, лидар, датчик для оценки
местоположения, видеокамера, GPS приемник, инерционный датчик движения.
Лидар
представляет собой специальный вращающийся датчик, установленный на крыше
автомобиля и сканирующий область вокруг автомобиля на расстоянии свыше
шестидесяти метров. Он предназначен для создания трехмерной картины ситуации,
складывающейся на дороге.
При
помощи радаров система определяет точное расстояние до удаленных объектов. На
опытных образцах установлено по четыре радара, один из которых расположен на
задней части машины, а три оставшихся – на передней.
При
помощи видеокамеры система автоматического контроля имеет возможность
реагировать на сигналы светофоров и распознавать велосипедистов и пешеходов.
Она смонтирована за зеркалом заднего вида на лобовом стекле.
Датчик
оценки местоположения дает возможность определить, как движется автомобиль и
где он расположен на карте. Датчик установлен в районе заднего левого колеса.
Инерционный
датчик движения нужен для оценки направления замедления или ускорения,
поперечного и продольного крена кузова машины и т.д. В качестве такого датчика
обычно используется датчик, относящийся к системе курсовой устойчивости.
Данные
от всех входных устройств проходят в компьютерный блок управления, где идет их
обработка согласно заложенной в блок программе и на основании этого формируются
различные управляющие воздействия на элементы управления. В качестве элементов управления
используются различные компоненты тормозной системы, рулевого управления,
системы контроля двигателя и курсовой устойчивости.
Российский автопилот
Российский
проект по созданию системы автоматического управления был начат в 2012 году
компанией РобоСиВи. Российская система состоит из двух блоков – комплекса
ГЛОНАСС и компонента под названием система комплексного зрения. Что входит в
состав второго компонента пока не раскрывается, утверждалось только, что в нем
используется множество датчиков.
На
данный момент заявлено, что система уже проходит тестирование на малогабаритной
модели, в которой уже есть такие функции как трогание с места, прокладка
маршрута, торможение при появлении препятствия, маневрирования. Хотя работы по
созданию автопилота в российской компании были начаты заметно позже, чем в
Google, существуют предположения, что у нее есть все шансы на получение
конкурентного преимущества за счет заметно более низкой цены – заявлено, что
российский аналог системы автоматического контроля будет почти в 50 раз дешевле
системы от Google.
Temporary Auto Pilot система
В
2011 году широкой общественности была представлена система полуавтоматического
контроля автомобиля ТАР, Temporary Auto Pilot, что переводится как «временный
автопилот». Данная система дает водителю возможность в некоторых условиях
отдать контроль над автомобилем автоматике.
Эта
система объединила в себе ряд известных разработок от Volkswagen: систему
помощи движению, систему распознавания дорожных знаков, систему адаптивного
круиз-контроля. Для своего функционирования ТАР использует все входных
устройства этих систем: радар, лидар, ультразвуковые датчики, видеокамеру.
Данная
система дает оптимальный уровень автоматизации в зависимости от того, в каком
состоянии находится водитель и какая ситуация складывается на дороге,
способствуя безаварийному передвижению. Она работает на скорости только до 120 км/ч. На данный момент
система уже готова для использования на серийных автомобилях.
Traffic Jam Assistant
Данная
система, представленная Audi, является первой системой, используемой на
серийных автомобилях для управления машиной в пробках. Она автоматически
поддерживает заданное расстояние до впереди расположенной машины, разгоняется,
тормозит, объезжает препятствия, поворачивает и даже может уступать дорогу
автомобилям экстренных служб. По своей конструкции система сделана на основе
системы адаптивного круиз-контроля и может функционировать на скорости до 60 км/ч.
ConnectedDrive Connect система
BMW
на сегодняшний день работает над разработкой системы CDC (ConnectedDrive
Connect), целью которой является обеспечение автоматического управления при
движении по автомагистрали. Система состоит из камеры, ультразвукового датчика,
лидара и радара, сигналы которых обрабатывает компьютерный блок управления. В
результате сигналов от системы при помощи исполнительных компонентов различных
систем машины меняется его траектория и скорость движения. Также система не
превышает допустимой скорости, не делает обгон справа и способна возвращать
автомобиль на свою полосу движения после обгона. К сожалению, согласно
заявлению компании, система все еще не готова для внедрения в серийное
производство.
Super Cruise система
Данная
система от Cadillac дает возможность автопилоту управлять машиной при движении
по автомагистрали. Она способна маневрировать, тормозить и продолжать движение
по полосе без действий со стороны водителя.