Всем известно, что стартер является деталью исключительной важности и предметом особой заботы авто-владельца в том случае, если он – счастливый обладатель новой машины, да еще и с автоматической трансмиссией. Ведь в случае неисправности стартера нельзя будет воспользоваться заводной рукояткой для того, чтобы завести мотор машины, как это делают водители устаревших моделей авто. В этом материале рассматривается назначение, устройство и работа стартера, причины основных неполадок и методы диагностики данного механизма.
Устройство и назначение стартера.
Что известно об устройстве современного стартера? Прежде всего, стартер является электромеханическим механизмом, назначение которого запуск двигателя. Основные детали в его устройстве - электродвигатель, втягивающее реле и шестеренчатый механизм привода, включающий в себя муфту свободного хода, или бендикс.
Механизм работы стартера состоит в следующем:
- Путем поворачивания ключа замка зажигания производится подача к реле электрического тока, тем самым достигается замыкание электрической цепи. В силу этого, ток поступает и на электродвигатель стартера.
- На данном этапе шестерня находится в состоянии полного сцепления с венцом маховика. После заведения двигателя происходит размыкание возникшей электроцепи посредством вывода шестерни из зацепления.
Для того чтобы избежать работы стартера при заведенном двигателе автомобиля, машины оборудуются блокирующими механизмами. А чтобы сэкономить энергопотребление, некоторые модели стартеров включают в себя планетарные редукторы, за счет которых величина стартера автоматически становится меньше, и, соответственно, требует минимум электроэнергии.
Что является причиной основных неполадок механизма стартера?
К наиболее частым неисправностям стартера относятся:
- обрывание электроцепи;
- замыкания внутри электроцепи;
- обгорание механизма в месте взаимодействия рабочих элементов стартера под воздействием силы тока большой величины.
Эта группа причин именуется электрическими неисправностями.
Есть и механические неисправности, выражающиеся как в старении и износе частей стартера, что может привести к возникновению электрических неполадок (отсутствие контакта в процессе старения щеток).
Обязательна проверка крепления стартера и втягивающего реле, его обмотки – неисправность этих деталей может ухудшить работу стартера.
Опытный водитель определит возможность нарушения работы стартера по следующим признакам:
- Стартер не сразу включается - в данном случае необходимо проверить целостность контактов втягивающего реле;
- Коленвал тяжело двигается или не двигается совсем - нужно посмотреть на состояние подшипников или щеток;
- Шестерня медленно выводится из зацепления – обратите внимание на венец маховика;
- При ясно слышимом звуке, характерном для запуска двигателя, запуск его не производится;
- Имеются все признаки, характерные для подачи электрического тока к реле, однако вращение стартера не происходит;
- После того, как двигатель был запущен, выключение стартера не наступает.
Стартер является дорогостоящей деталью, поэтому в случае его неисправности гораздо меньше затрат можно понести, если произвести ремонт старого стартера, нежели приобретать новый.
Не менее важна и диагностика стартера с целью предотвращения возможных нарушений его работы. Существует стенд, предназначенный для диагностики стартера и позволяющий установить вероятность возможных неполадок различного характера. Минусом такой проверки будет снятие стартера с машины, поэтому самую первую диагностику лучше проводить непосредственно на автомобиле. Тем более в большинстве случаев «виновниками» нарушения работы автомобиля оказываются совершенно другие составляющие электрической цепи!
При явной неисправности стартера сразу же нужно установить, заряжена ли аккумуляторная батарея, и в какой степени. Можно проверить контакты. Конечно, опытные сотрудники автосервисов гарантированно справятся с поломкой, поэтому желательно обратиться к квалифицированному мастеру.
В большинстве случаев во время ремонта стартера происходит замена недействующих деталей исправными запчастями. Однако при разумном использовании автомобиля можно увеличить продолжительность работы стартера.
- Необходимо всегда выдерживать время до 30 секунд после запуска мотора стартером;
- нельзя пользоваться стартером на коротких расстояниях;
- необходимо помнить о регулярной диагностике и своевременном устранении неполадок стартера с помощью опытных специалистов.