» » Инновация: выдвигающиеся шипы

Инновация: выдвигающиеся шипы

Инновация: выдвигающиеся шипыШины с выдвижными шипами - что это? фантастика или реальность? Те из вас? кто видел пятнадцатый эпизод бондианы, под названием «Искры из глаз», помнят как главный герой агент 007, знаменитый актер Тимати Далтон, отрывается от очередной погони по льду замершего озера. Одним нажатием кнопки шины его автомобиля выпускают более сотни шипов.


Компания Nokian воплотила мечты в реальность

Финская компания обосновалась в заполярном Ивало. Тут финские шинники построили специальный ангар для испытаний новых шин и доработки уже существующих моделей - полигон под названием «Белый ад». Длина площадки 650 метров, ширина 20 метров. Ангар поддерживает одну и ту же низкую температуру, предотвращает попадание солнца и ветра, что необходимо для сохранения идеально скользкого льда.

Nokian в течение более 70 лет специализируется на выпуске покрышек. Производство шин - залог благополучия компании. В 2013 году состоялась презентация модели Hakkapeliitta 8 разработанной финскими шинниками. Модель оснащена 190 шипами. Только представьте себе, какое количество! Аналогов в мире Hakkapeliitta 8 не имеет. Компания выпустила данную модель, не взирая на то обстоятельство, что все остальные производители резины из-за новых законодательных требований были вынуждены снизить количество шипов.

И вообще, шипам на европейском континенте особо не рады. В некоторых странах их применение и вовсе запрещено. В Скандинавии, несмотря на то, что применение шипов  до сих пор разрешено, потихоньку «гайки закручивают». В северной части Европы с 1 июля 2013 года разрешено продавать шины с количеством шипов не более 50 на 1 погонный метр, что на 25% меньше ранее допускаемого. Это ограничение введено с целью сохранения дорожного покрытия. Исключением является прохождение специального теста на износ покрытия дороги.

Компания Nokian взяла курс, которому продолжит следовать и в следующем сезоне. В этот раз инженеры компании взялись за резину для внедорожников и кроссоверов. Более конкретно о результатах станет известно осенью, именно в это время года планируется снятие эмбарго на вывоз продукции компании.

В ангаре

Об этом позже, а сейчас… Огромный ангар освещен фарами машин. Дойти до середины ангара – подвиг. Под ногами вместо привычного для таких помещений пола - каток. Безупречно гладкое и ужасно скользкое ледовое зеркало. На этом льду финские эксперты шинники оценивают разгон и торможение.

Представители компании разрешили журналистам, присутствующим во время проведения испытаний смотреть и производить фотосъемку, попросили не задавать никаких вопросов. Что–то похожее на шпионские страсти. Но времени для раздумий нет, с другого конца ангара на всей скорости несся серебристый Porsche Cayenne. Машина остановилась в противоположной части помещения. Для остановки на идеальном скользком льду внедорожнику потребовалось расстояние в несколько десятков метров. Инструктор поясняет, что на автомобиле установлены фрикционные покрышки, поэтому тормозной путь велик. Сразу же Кайен делает второй заезд. Разгоняется и тормозит, тяжелый крассовер встает на льду как вкопанный.

В салоне автомобиля, под рулем расположена кнопочка мерцающая зеленым цветом. При помощи этой кнопки водитель управляет шинами. Нажал на кнопочку - шины выпустили шипы, при повторном нажатии - у автомобиля фрикционная нешипованная резина. Вот в чем секрет успеха торможения на льду - в необычных шинах.

Ведущий технический эксперт Nokian Tyres Матти Морри сдержан в высказываниях о данной модели покрышек. С его слов новая модель станет доступной для приобретения нескоро. В настоящее время их фирма производит лишь демонстрацию своих возможностей.

Однако, финны не настолько расточительны, чтобы вкладывать деньги в новую модель, не планируя ее массовый выпуск.

Шипы: «за» и «против»

Впрочем, в данной модели наличие выдвигающихся шипов — это половина дела. Необходимо, независимо от того выпущены или спрятаны шипы, сохранить сбалансированность резины, что гораздо сложнее. Современные шины «липучки» и «шиповки» имеют большие отличия друг от друга: рисунок протектора, состав резиновой смеси, форма и количество прорезей-ламелей — всё разное! Еще одной серьезной проблемой является надежность фиксации шипа. Насколько крепко будет держаться выдвигающийся «коготь»?

Кроме того, возникает вопрос - насколько доступны будут такие шины, т. е остаются открытыми вопросы стоимости, массы и срока службы. К тому же сделать из новой резины универсальную «всесезонку» практически не невозможно. Хотя многие мечтали бы весь год не менять покрышки, а зимой при необходимости просто нажимать на зеленую мерцающую кнопочку и выпускать шипы. Но, увы, летняя и зимняя резина имеет множество отличий. Примером тому является то, что летняя резина становится на морозе просто дубовой. Все эти тонкости в данном вопросе эксперты Nokian, конечно же, знают, к тому же помнят историю с американской компанией Q Tyres.

Что правит шипами?

Специалисты компании Q Tyres в 2007 году изобрели и воплотили проект Q Celsius. Его суть заключалась в том, что в состав покрышки входила отдельная пневматическая камера, которая по команде надувалась и таким образом выталкивала из протектора шипы. Для запуска данного проекта американским специалистам удалось найти деньги, а шинники КНДР уже дали согласие на производство новой модели. Однако до настоящего времени про Q Celsius ничего неслышно, дальше переговоров дело не пошло.

Согласно нашим догадкам, принцип действия нокиановской модели аналогичен. Об этом говорит то, что шипы выпускаются и убираются очень плавно, скорее всего, это возможно вследствие повышения давления внутри шины.

Однако это лишь наши домыслы. Непосредственно перед присутствием на тестировании шин нам было сказано, что разрешается смотреть и фотографировать, и в то же время жесткое – не задавать вопросов. Но вопрос напрашивается лишь один: «Что это? Простой пиар или серьезные намерения выйти на рынок с уникальной новинкой?». А вообще, задумка удачная, особенно для Сибири и средней полосы России, где температура воздуха в течение почти 5 месяцев в году ниже нуля.

6-05-2014, 00:29 | Олег
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: