» » Автомобили на паровой тяге

Автомобили на паровой тяге

Автомобили на паровой тягеБензиновые двигатели завоевали популярность массового потребителя далеко не сразу. Так в 1900 году в Америке было выпущено 936 бензиновых автомобилей, 1585 электрических и 1690 паровых. Паровые автомобили были проще в управлении (на них отсутствовала коробка передач), практически не издавали шума, а скорость их в начале века была самой высокой среди самоходных экипажей всех типов.


Хотя паровые машины были наиболее популярны именно в Америке, самые важные их технические усовершенствования происходили в Европе. В США на паровой тяге автомобили выпускались вплоть до начала 30-х годов. Самыми крупными производителями паровиков были две постоянно конкурирующие компании - братьев Уайт и братьев Стенли.

Паромобиль Уайтов

Чертежи паровых автомобилей Уолтер Уайт привез из Европы, где в 1899 году представлял интересы отца, владельца механических мастерских. Уже через год его брат Роллин построил их первый паромобиль, используя змеевиковый котел, сделанный по идее Серполле. Множество остроумных технических решений позволило сделать паровой автомобиль Уайтов гораздо более приспособленным к реальной жизни, что к концу первого десятилетия двадцатого века выдвинуло Уайтов на роль лидеров по продажам паровиков в Америке. Ежегодно их делали не менее 1000 штук.

На уайтовских паровиках использовалась система конденсирования пара в радиаторе, дешевое жидкое горючее и новинка - карданная передача на задние колеса вместо традиционной для паровиков цепной. Запас хода без заправки достигал у таких машин 160 км, а гоночные варианты развивали скорость до 122 км/ч.

В 1908 году был выпущен самый совершенный паровой автомобиль братьев Уайт, обозначавшийся буквой "О". Это был типично американский высокий массивный экипаж с закрытым кузовом, ничем не напоминающий паромобиль. Спереди у него стояла двухцилиндровая вертикальная компаундная паровая машина. Совершенно необычным было то, что каждый ее цилиндр имел собственные размеры. Ход обоих поршней был одинаков - 76,2 мм, но диаметр цилиндров разный - 63,5 и 108 мм. Это обеспечивало наиболее эффективную работу того или иного цилиндра в определенных условиях и хорошую приемистость автомобиля, несмотря на отсутствие коробки передач. Он мог развивать максимальную мощность на самой низкой скорости, быстро разгоняться и легко преодолевать затяжные подъемы. Это было слабое место уайтовских паровиков: разгонялись они быстрее, чем паровики Стенли, но на крутые подъемы запасов пара им не хватало.

По заказу в блоке с главной передачей можно было поставить двухступенчатый редуктор, переключавшийся на два режима: нормальное и длительное замедленное движение. На обычных вариантах автомобилей этого механизма не было. Бак с керосином или парафиновым маслом помещался сзади, а котел - под передними сиденьями. Конструкция размещалась на типичном для того времени шасси со стальной лонжеронной рамой, рессорной подвеской и массивными деревянными колесами. Однако "Уайт-О" был последней паровой моделью этой фирмы. Понимая, что время паровиков прошло, братья Уайт без особого труда переделали его в бензиновый экипаж "Уайт-ОО", что, впрочем, не способствовало процветанию фирмы.

Паромобили Стенли

Конкуренты Уайтов, братья-близнецы Фриленд и Френсис Стенли, занялись автомобилестроением, когда им исполнилось по 47 лет. Первый паровой экипаж они изготовили сами в 1897 году. На нем под сиденьем стояла двухцилиндровая паровая машина, с изобретенным братьями миниатюрным котлом, диаметром всего 60 см. Вода в нем протекала по 99 трубкам, каждая из которых была длиной по 40 см. Трубки обогревались горелками, работавшими на парафиновом масле, интенсивность горения причем регулировалась автоматически, в зависимости от потребности двигателя в паре.

Эта была очень легкая и простая конструкция, принесшая братьям Стенли коммерческий успех. В 1897 году они уже смогли продать огромное по тем временам количество своих машин - 200 штук. "Наш экипаж состоит только из 22 движущихся деталей и воплощает высшее американское качество, - это цитата из их рекламного проспекта. - Наши повозки не нуждаются в сцеплении, коробке передач, маховике, карбюраторе, зажигании, свечах... и других деликатных и сложных механизмах, обязательных для любого бензинового автомобиля". Действительно, это было так. Паромобили оказались предельно просты, надежны, долговечны, их скорость можно было менять очень плавно, они не выделяли дурно пахнущих газов.

В 1902 году фирма "Стенли Мотор Кэрриэдж Компани" начала разрабатывать новый легкий экипаж "Стенли-С" с упрощенной паровой машиной под задним сиденьем и кривошипно-шатунным приводом на задние колеса без промежуточных звеньев. Для этого ее поставили под полом кузова горизонтально, а ее коленчатым валом попросту служила задняя ось автомобиля. Деревянная рама с легким двухместным кузовом опиралась на обе жесткие оси посредством рессор. В 1903-1905 годах фирма выпускала 5 разных моделей паромобилей мощностью от 6,5 до 20 л.с.

В 1906 году появился самый известный паровичок модели ЕХ или 10 HP. Принципиально "Стенли-ЕХ" почти не отличался от ранних конструкций. Круглый котел здесь поместили спереди, и весь автомобиль получил специфический внешний вид с полукруглым "носом" без радиатора. Существенно были переделаны горелки, которые теперь могли работать на более эффективном топливе - керосине, причем одна из них, пусковая, горела постоянно, что сокращало время разведения паров. Котел содержал 450 трубок по 18 дюймов каждая и не имел конденсатора, но запаса воды хватало для безостановочного пробега на 40-50 миль со средней скоростью 48 км/ч. Максимум, чего могли достичь такие паровички, была скорость 80 км/ч. А в 1908 году спортивный "Стенли Спиди Джентльмен" развил 96,5 км/ч, пробежав без заправки 80 км.

Трансмиссия у модели ЕХ с непосредственным приводом задней оси была предельно проста. Она снабжалась дифференциалом, однако не имела заднего хода. Обе трубчатые оси, подвешенные на эллиптических рессорах, соединялись друг с другом тонкими продольными штангами, которые придумал еще К. Бенц для своего "Вело". Прежний рулевой рычаг первых моделей заменили обычным рулем. Барабанные тормоза с ножным приводом стояли только на задних колесах.

"Стенли-ЕХ" выпускался до 1909 года, когда его заменила модель Е2, но в целом братья Стенли не отказались от своих любимых легковых паровичков. Их высшим достижением был абсолютный рекорд скорости 205,4 км/ч, установленный гонщиком Ф. Марриоттом в январе 1906 года. Для этого Стенли сделали длинный, похожий на лодку, гоночный автомобиль "Ракета" с горизонтальной паровой машиной мощностью 150 л.с. Этот паромобиль был одним из самых совершенных творений своего времени среди всех автомобильных конструкций: и паровых, и электрических, и бензиновых.

22-02-2014, 01:38 | all1974
 
 
 
 
#1 GeorgArutyunyan (8 января 2015 01:21)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Думаю с повышением цен на жидкое топливо паровые машины вернуться.
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: