» » Если при движении вперед включить заднюю передачу

Если при движении вперед включить заднюю передачу

Если при движении вперед включить заднюю передачуПеред тем, как рассмотреть ситуацию, при которой дается задняя передача во время движения вперед, опишем взаимодействие двигателя и его сопутствующих компонентов.


Взаимодействие двигателя и коробки передач

Мотор вращает колеса через промежуточные звенья: сцепление, дифференциал, трансмиссию и т.д. При помощи трансмиссии обеспечивается работа мотора при разных скоростях движения на оптимальных оборотах, а сцепление в момент переключения «коробки» позволяет отсоединить силовой агрегат от трансмиссии. При включении задней передачи ведущий вал начнет вращение в обратную сторону.

Автоматическая и механическая трансмиссии имеют существенные конструктивные отличия, поэтому, если при движении передним ходом включить «заднюю», - трансмиссии будут себя по-разному вести. Рассмотрим подробнее, как именно…

Машина с механической трансмиссией

Есть множество разновидностей трансмиссий, тем не менее, принцип их действия можно продемонстрировать на примере 3-хвальной коробки передач. Через сцепление от мотора крутящий момент поступает на промежуточный вал, на котором располагается ряд жестко зафиксированных шестерен. Затем крутящий момент с промежуточного вала транслируется на колеса к дифференциалу. Шестерни, расположенные на пазовом вале, который ведет к дифференциалу, стоят на подшипниках и свободно вращаются вокруг него (причем на разных скоростях).

Другими словами, при запущенном моторе и нейтральном положении КПП - вращаются вал, идущий от мотора, промежуточный вал и все сопутствующие шестерни. При этом муфта и пазовый вал не вращаются, и крутящий момент не передается на колеса.

Задача муфты заключается в том, чтобы крепко соединить с пазовым валом одну из шестерен (муфта может двигаться только вдоль вала) и запустить передачу крутящего момента. Муфта «выбирает» определенную шестерню в зависимости от передачи, которую выбрал водитель. Во время переключения передачи задействуется определенная муфта, которая подключит одну из доступных шестерен. Заднюю же передачу водитель реализует посредством направляющей промежуточной шестерни, которая на пазовом вале задействует соответствующую ей шестерню и начинает вращение в обратную сторону.

При переключении передачи шлицы муфты отходят от пазов одной из шестерен (на боковой части), после чего муфта начинает контактировать с другой шестерней. Чтобы обеспечить возможность отсоединения, а потом, напротив, контакта муфты с шестерней, выжимается сцепление - прерывается крутящий момент от мотора.

Стоит отметить, что на пазовом вале скорость вращения шестерней различается. Поэтому с целью снижения нагрузки на детали трансмиссии при движении (а также чтобы обеспечить комфортное управление машиной) были придуманы синхронизаторы, уравнивающие скорость вращения шестерни и муфты еще до их сцепления шлицами.

В результате получается следующее: скорость вращения муфты в процессе переключения передач (которая соответствует вращению ведомого вала) при помощи синхронизаторов равняется со скоростью вращения шестерней. Кроме того, поскольку шестерни заднего хода вращаются в сторону, противоположную вращению муфты и шестерней передач, шлицы на муфте не смогут войти в сцепление с шестернями заднего хода.

Описанные факторы и не позволяют при движении вперед включить задний ход - шум будет, но муфта не зацепится, помимо этого, даже рычаг «коробки» не переведется в положение задней передачи – физически не получится. Но тут есть еще один немаловажный момент: настойчивые попытки включить на ходу задний ход могут повредить синхронизатор, шестерню или муфту - они начнут работу при повышенной нагрузке (хоть и безрезультатно).

Чтобы понимать полноту картины, можно сказать, что да, разумеется, в начале прошлого века у «легковушек» были КП и без синхронизаторов. Но в наши дни суть дела это не меняет - задняя передача на ходу не включится, а вот вероятность повреждения коробки передач возрастет.

Машина с «автоматикой»

В автомобилях с автоматической «коробкой» функцию сцепления выполняет гидротрансформатор (принцип его работы в том, что крутящий момент от мотора он передает трансмиссии не с помощью механического соединения, а через вязкую жидкость).

Важная характеристика роботизированной КП в том, что при выработке различных передаточных чисел используется один перечень шестерней, в то время как у механической «коробки» задействуются разные наборы. Работает этот механизм при содействии планетарной передачи, передаточные отношения у которой достигаются за счет фиксации различных элементов относительно друг друга. Планетарные передачи - это несколько шестерней - сателлитов, которые вращаются вокруг одной центральной шестерни. Фиксация определенного элемента (переключение передач) реализуется электронной или гидравлической системой управления.

В зависимости от скорости машины и загруженности мотора определяется момент переключения передач. Помимо этого, при выборе передач участвует соединенный с рычагом АКПП клапан выбора диапазонов и в зависимости от его положения, он может запрещать включение некоторых передач. Другими словами, передачами в АКПП управляет главным образом автоматика, которая считывает данные с вала АКПП и мотора. И при движении вперед она просто не включит задний ход вне зависимости от положения ручки селектора АКПП. Максимум, что произойдет – «коробка» встанет на нейтральный режим.

Для повышения надежности многие производители оснащают автомобили устройствами, которые не позволяют перемещать рычаг КП, если не выжаты тормоза.

Заключение

На автомобилях с «механикой» (также, как и на роботизированных МКПП) задний ход при движении вперед включить не получится - не хватит сил. А усиленные попытки приведут к необходимости перебирать «коробку».

На автомобилях с автоматической КП (как и на вариаторах) это же действие не будет выполнено по той причине, что датчик проинформируют «мозг» АКПП о скорости и направлении движения, в соответствии с чем и выберется передача. И пока работают датчики - ничто не сможет заставить автоматику включить при движении вперед заднюю передачу (если же датчик неисправен, машина вовсе не тронется с места).

11-11-2013, 11:29 | Корнев Андрей
 
 
 
 
#1 Роман (28 мая 2015 18:08)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
И тем не менее мне удалось это сделать. При движении примерно 20-30 км/ч с нейтральной передачи я машинально переключил передачу на заднюю, хотя в тот момент мне нужно было включить режим Drive. В итоге странный звук отдалённо напоминающий хруст и двигатель глохнет после чего я слышу прерывистый сигнал. Машина Toyota Corolla EE107 1993, двигатель 3E Carburator
 
#2 Александр (15 марта 2016 08:12)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Можно сначала перед спуском вырубить заднюю, удерживать сцепление разогнать машину с горы, и отпустить сцепление....
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: