» » Шпатлевание кузова: нюансы и технология

Шпатлевание кузова: нюансы и технология

Для того чтобы исправить любые дефекты, перед тем как нанести декоративное многослойное покрытие, в ремонте кузова применяется шпатлевка. Шпатлевка наносится в несколько слоев в зависимости от сложности повреждения кузова. Первый слой делается электрофорезной грунтовкой, а второй слой наносится по высохшему первому слою для того, чтобы максимально выровнять поверхность. Грунтовка второго слоя или финишная шпаклевка в кузовных работах называется грунт-шпаклевкой.


Если же проблемы и повреждения очень большие, то в этом случае правильно будет применять шпатлевки специального типа, такие шпатлевки изначально сделаны, будто густая паста, и они уже готовы для работы. Наносится такая шпатлевка, как обычно, шпателем. Есть и другие варианты шпатлевки, в зависимости от их консистенции они могут наноситься кисточкой или же распылителем, но для этого они должны быть разбавлены специальными растворителями. После того, как шпатлевка схватится и полностью высохнет, необходимо поверхность обработать шлифовальными шкурками, это делается вручную или с помощью приспособлений.

Стоит учесть, что в тех случаях, когда можно металл выровнять посредством рихтования и не использовать перед покраской шпатлевку, то лучше, конечно, и не применять шпатлевку, т.к. даже тонкий слой не дает такой прочности как металл и никак не делает поверхность лучше для покраски.

Если же вы все-таки применяете шпатлевку, то стоит учесть несколько моментов:

  • когда вы используете простую шпатлевку (за исключением насыщенных полиэфиров или эпоксидной шпатлевки) необходимо наносить слой шпатлевки только на грунтовку;
  • также стоит внимательно отнестись к слою шпатлевки и делать его как можно тоньше. Правильный слой шпатлевки можно определить по тому, какую она дает усадку. Самая меньшая усадка у полиэфирных и эпоксидных материалов - менее 1%.

Шпатлевки пентафталевые и алкидные дают усадку около 2-4%, а нитрошпатлевка имеет самый большой показатель - 15% и более. Шпатлевки с маленькой усадкой можно наносить слоем до 2 мм. А остальные шпатлевки с большой усадкой нужно наносить послойно, т.е. нанеся слой, дать ему высохнуть и так с каждым последующим. Но здесь важно учесть, что общая толщина всех слоев шпатлевки должна быть не более 0.3 мм. Дело в том, что если наложить толстый слой, то внутреннее напряжение бывает очень сильное, в итоге нередко слой просто трескается. Такие микротрещины потом проявляются после покраски волосками и явными трещинами, краску приходится снимать и шпаклевать заново.

Очень хороши те шпатлевки, которые уже в виде густой пасты, она правильной консистенции и готова для шпатлевания. Чтобы отличить качественную шпатлевку стоит знать о ней следующее:

  • шпатлевка должна давать после высыхания минимальную усадку;
  • также она должна иметь хорошую сцепку с металлической или грунтованной поверхностью, а также хорошо принимать последующие слои на себя;
  • шпатлевка должна быть эластичной и легко сползать со шпателя, скрывать все дефекты и ровно укладываться на поверхность;
  • после высыхания шпатлевка не должна трескаться, набухать или крошиться из-за мокрой шлифовки;
  • она должна хорошо сохнуть при обычной температуре до 20°С. Также очень важно, чтобы шпатлевка выдерживала высокую температуру после высыхания до 140°С, такое воздействие она должна выдерживать около часа, причем не слоится и не трескаться;
  • шпатлевка после высыхания должна быть обязательно твердой, без трещин и вздутостей.

Это основные показатели качественной шпатлевки.

После открытия упаковки с шпатлевочной массой перед работой нужно снять сверху образовавшуюся пленку, а если вы собираетесь краскопультом наносить ее, то сперва разбавьте до нужного состояния растворителем, ниже будет приведен пример правильного разбавления.

Если у вас остается шпатлевка, то хранить ее нужно под плотно закрытой крышкой, а в случае с масляно-лаковой шпатлевкой, необходимо сверху налить воду. Чтобы не выбрасывать излишки, готовьте столько материала, чтобы можно было его выработать за 5 часов.

Условия высыхания шпатлевки

После покрытия поверхности слоем, сушить его нужно только так, как указано в документации на шпатлевку. Стоит учитывать, что чем толще слой, тем дольше его нужно сушить, тем более если вы сушите при обычной температуре.

Например, эпоксидная и масляная шпатлевки при 20-23°C сохнут около суток, а нитроцеллюлозная шпатлевка всего за 2-3 часа. Шпатлевка МС-006 при толщине слоя 50 мкм, сохнет буквально за 15 минут при температуре до 23°C и она уже готова к зачистке. Естественно, если температура сушки высокая, то период высыхания значительно меньше, но прежде чем ставить кузов в горячий бокс, шпаклевка должна постоять при обычной температуре.

Особенной является грунт-шпатлевка, она многообразна, отличие ее в том, что ей можно шпатлевать голый металл. Хотя их много видов, но суть у них одна, прежде чем использовать данную шпатлевку нужно добавить отвердитель в количестве 8.5% от используемой массы шпатлевки. Если вы используете шпатлевки ЭП-00–20 или ЭП-00–10, то для работы шпателем необходимо немного загустить грунт-шпатлевку, для этого просто добавьте мел, тальк или каолин.

Очень удобно наносить грунт-шпатлевки с помощью распылителя, но предварительно их нужно разбавлять растворителем марки Р-40, иногда можно использовать толуол или ацетон. Для распыления вязкость должна быть в пределе 24-27. Такая консистенция требует нанесения нескольких слоев, поэтому между слоями нужно делать перерыв для высыхания около 20 минут, а затем дать всему слою высохнуть в течение суток.

Очень хороша шпатлевка ПЭ-00–85, с ее помощью можно выводить очень крупные дефекты на металле, причем, не покрывая грунтовкой. У этой шпатлевки есть два типа: А и Б, различия между ними в температуре сушки. Так, тип А пригоден для поверхности, которая будет сушиться при температуре не более 120°C на протяжении 3 часов. Второй тип Б, он пригоден для шпатлевки металла с последующей сушкой при температуре не более 135°C за 1 час. ПЭ-00–85 очень высоко себя зарекомендовала, она замечательно взаимодействует с металлом, а также с эмалевыми красками, очень эластичная шпатлевка, при этом она быстро сохнет, всего за 1 час при обычной температуре 20°C. Для приготовления пасты нужно добавить в нее перекись бензола, на 100 гр шпатлевки 2-3 гр бензола, при этом ее нужно быстро использовать в течение 12 минут. Если вы не собираетесь ее сушить при высокой температуре, то можете не соблюдать толщину слоя, а если будете сушить при 120°C, то необходимо соблюсти толщину слоя не более 1.5 мм.

До недавнего времени распространенной шпатлевкой для глубоких дефектов до 2 мм была ТПФ37, для него применяли газопламенное напыление. Если вы также собираетесь использовать эту шпатлевку, то можете сами сделать эпоксидную шпатлевку с малой усадкой, ниже подробный способ приготовления. Важно знать, что если вы уже добавили полиэтиленполиамин, то шпатлевку нужно выработать за 20 минут, полное отвердение наступает за сутки при 18-22°C.

Для мелких ямок и царапин можно использовать ПФ-002 или же известные нитрошпатлевочные составы типа НЦ-007, НЦ-009, НЦ-008 и МС-006. Шпатлевка МС-006 рекомендуется, если вы будете сушить при высокой температуре до 100°C, т.к. шпатлевка ПФ-002 может потрескаться.

Для нитроцеллюлозных эмалей нужно соблюсти некоторые условия применения. Если эмаль наносится на поверхность со шпатлевкой ПФ-002, предварительно просушите поверхность, а затем покройте грунтом ГФ-021, сушка занимает двое суток, иначе могут появиться трещины.

Данный грунт ГФ-021 рекомендуется для использования с грунт-шпатлевками и эпоксидными шпатлевками, грунтовка улучшит сцепку поверхностей. Если вы работаете шпателями, то нельзя проводить по нитрошпатлевке несколько раз, иначе появятся неровности по краям.

Помимо родных шпатлевок, есть также зарубежные материалы, точнее их еще больше чем родных, для каких угодно работ и для любых условий сушки. Плюсом стоит отметить их широчайший ассортимент и довольно высокое качество, за минусом их высокая цена. Но в случае с покупкой импортной шпатлевки, нужно порекомендовать читать и применение и обязательно посмотреть срок годности. Кроме того, от продавца нужно попросить инструкцию и состав на русском языке, где вы сможете прочесть полный порядок применения, сушки, эксплуатации материала и прочие важные моменты.

Процесс шпатлевания

Шпатлевание - это очень разнообразный процесс, здесь нужно учитывать место, на котором происходит шпатлевание, глубину ямок, виды дефектов, а также как выполняется шпатлевка, местами или сплошь. Если вы хотите добиться идеальной поверхности, то прежде всего пройдите по отдельным грубым и глубоким дефектам, только после их высыхания и зачистки можно начинать шпатлевать всю поверхность авто. Выполняя полное шпатлевание вам придется сделать и полную зачистку поверхности, при этом шлифовка должна быть на высочайшем уровне, без пропусков, мелких изъянов от наждачной бумаги или трещин.

Стоит внимательно подойти к выбору шпателя, его ширина должна соответствовать удобной и эффективной работе с поверхностями, поэтому обзаведитесь разными размерами 30-150 мм. При этом следите за рабочей частью шпателей, там не должно быть заусенцев, неровностей или щербин. Также важно выбрать правильный и в меру упругий шпатель, рекомендуемая сталь 65Т, такой шпатель хорошо изгибается при работе и приходит в исходное состояние. В идеале шпатель должен иметь форму клина, от рукояти узкий и расширяться вниз.

Если желаете, вы можете самостоятельно сделать резиновый шпатель, для этого найдите большой кусок листовой резины толщиной 5-6 мм, с помощью абразивного инструмента или иным способом, нужно заострить рабочую поверхность.

Для правильности нанесения слоя нужно держать шпатель четырьмя пальцами с одной стороны, а большой палец с противоположной стороны. Палец можно во время шпатлевания изгибать и подстраивать под поверхность и нужный угол. При обычном шпатлевании большой палец держится под углом 30 градусов, а кода надо протянуть и снять излишек, то угол меняется на 45 градусов.

Когда вы проводите по поверхности шпателем, то распределяйте силу нажима равномерно, если ослабить нажатие, то слой получится рыхлым и большим, тем более, что толстые слои приводят к трещинам. Правильное направление для шпатлевания, это движение полукругом и протягивая шпатель сверху до низа, впрочем, для уравнивания углов и прочих рифленых мест можно и пальцем воспользоваться.

Прежде всего оцените места, где самые глубокие дефекты и зашпатлюйте их, дайте высохнуть, затем зачистите эти пятна абразивным материалом. Это вам покажется что состояние этого участка не годно, то необходимо еще раз провести шпатлевку, и только после этого можно шпатлевать всю поверхность. Не стоит накладывать более трех слоев. Как уже говорилось, полиэфирные и эпоксидные шпатлевки могут достигать до 2 мм, остальные не более 0.3 мм.

Нитрошпатлевку нужно использовать особенно быстро, при этом наносить ее необходимо за пару быстрых и коротких движений, равномерно и больше не возвращаться, т.к. она быстро высыхает. Если делать повторное движение по свежей шпатлевке, то там остаются неровности и полосы.

14-08-2013, 00:14 | Игорь Пелих
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: