» » Тюнингованные коробки передач спортивных автомобилей

Тюнингованные коробки передач спортивных автомобилей

Тюнингованные коробки передач спортивных автомобилейСпортивные авто – это лакомый кусок для тюнингистов. Улучшать можно любой элемент конструкции. При этом скоростные характеристики и динамика увеличатся значительно. Но при переделке спортивного автомобиля бессмысленно модернизировать отдельные узлы. Если улучшили мотор, то для реализации его возросших возможностей необходим тюнинг коробки передач. КПП должна выдерживать повысившиеся нагрузки, быстрее переключать передачи, у неё изменятся передаточные числа.


Отличия спортивной КПП от стандартной

На спортивных авто обычно устанавливают кулачковые коробки передач. От обычной «механики» они отличаются более простой конструкцией. Для семейной машины важны плавность переключения передач, бесшумность, удобство. Для спортивной на первом месте – скорость. Поэтому из кулачковых КПП исключены синхронизаторы. Они облегчают переключение передач, но делают это по гоночным меркам долго. Синхронизаторы снабжены множеством маленьких зубьев, их конструкция под нагрузками недолговечна.

В тюнингованных КПП зубья заменены на кулачки, обеспечивающие сцепление муфт и шестерёнок. Количество кулачков «подозрительно» небольшое – до семи на муфте (шестерёнке). Чёткое клацанье при их зацеплении у неподготовленного водителя вызывает тревогу: не сломалась ли КПП? Но конструкция специально так настроена. Зацепление у кулачков широкое, с большим ходом. Отсюда характерные щелчки. Зато вся ударная нагрузка приходится на прочные кулачки, которые уберегают при резких переключениях передач зубья шестерёнок.

Шестерни тюнингованной коробки больше обычного. Их зубья прямые (в отличие от традиционных косозубых). И для этого есть причина. Прямые зубья имеют меньшую площадь соприкосновения, следовательно, меньше трение и больше полезная работа (КПД). Такие шестерни не перегружают по осям валы коробки передач. Их проще изготовить. Проблема в том, что прямой зуб передаёт крутящий момент меньше, чем передаёт косозубый на шестернях схожего размера. Поэтому крутящий момент приходится повышать, используя шестерни больших диаметров.

В КПП неспортивных автомобилей первая передача обычно «короткая». Так обеспечивается трогание и уверенное движение на «тяжёлой» дороге (уклон, мокрое покрытие, грязь, снег). Для спортивной тачки в приоритете динамический старт. Поэтому для повышения разгона применяют «длинную» первую передачу и сближенные передаточные числа.

При тюнинге коробки передач неизбежно встаёт выбор - какой механизм переключения выбрать: последовательный (секвентальный) или поисковый. Последний вариант мало отличается от механизма стандартной КПП и позволяет водителю выбирать передачу. Последовательный механизм вольностей не допускает – передачи переключаются одна за другой. Но для спортивных автомобилей этот вариант предпочтительнее, так как быстрее разгоняет авто. Почему не все ставят секвентальный механизм? Это технически сложный тюнинг.

Секвентальные КПП

Если установлен последовательный механизм, стритрейсеру достаточно рычаг КПП сместить вперёд либо назад. Отслеживать номер включённой передачи можно на специальном дисплее. Механизм действует так: в корпусе КПП специальный вал с волнообразными бороздами перемещает вилки передач. Когда водитель дёргает рычаг, вал прокручивается на заданное расстояние, вилка двигается по борозде и включает передачу. Существует другая схема переключения: при перемещении рычага специальная ось с кулачками проворачивается на заданный угол. Определённый кулачок смещает вилку, выключая передачу. Другой кулачок смещает следующую вилку, та сцепляет муфту с шестернёй следующей (вверх/вниз) передачи.

Особенностью тюнинга коробок передач скоростных авто является очень длинный рычаг переключения. Он должен быть под рукой стритрейсера, ведь на счету миллисекунды. Набалдашник размещают около руля, часто дополнительно подсвечивая встроенными светодиодами. Полезной доработкой станет механическая блокировка, защищающая от неловкого движения рукой, случайного включения задней передачи или нейтралки. Только после нажатия установленной кнопки или скобы блокировка отключается.

Более затратным тюнингом будет установка гидропривода включения передач и подрулевых переключателей. Зато сократит переключение передач до 140-160 миллисекунд. Гидравлическая система работает равномерно. Поэтому и передачи будут включаться без рывков, что продлевает эксплуатацию шестерен.

Верхом спортивного тюнинга является полуавтоматическая коробка передач. Автоматика сама выключит или включит сцепление, сбросит или добавит газу, переместит в нужном направлении вилки передач. Любителю скорости остаётся лишь вовремя «дать команду» автоматике переключиться на другую передачу.

Кулачковая коробка на семейном автомобиле

Любителей скорости много, а вот спортивными (априори дорогими) автомобилями владеют единицы. Возникает соблазн переделать обычный семейный авто в нечто большее. Например, установить на обычную машину кулачковую коробку передач. Технически это возможно. Правда, практически бессмысленно.

Чтобы КПП долго служила, в реальной жизни при переключении передач без сцепления не обойтись. В кулачковой коробке синхронизаторы отсутствуют. Поэтому переключатся придётся: при переходе на более высокую передачу двойным выжимом сцепления, а при переходе на более низкую передачу – перегазовкой. Полдня такой езды отобьёт охоту подходить к автомобилю. Чтобы добиться автоматизма действий, требуются годами наработанные навыки и десятки сломанных зубьев шестерёнок.

Кулачковая коробка с поисковым механизмом переключения – полбеды. Незавидным испытанием нервам станет установленная в обычной машине секвентальная коробка. Например, для простого переключения КПП на несколько передач вниз придётся делать несколько перегазовок. Выходом из ситуации теоретически является установка секвентального полуавтомата, который на себя взвалит механику переключений. Но его стоимость неоправданно высока для семейного седана или малолитражки.

Переделка стандартного автомобиля в спортивный оправдана исключительно для его подготовки к каким-то соревнованиям, состязаниям стритрейсеров. Чтобы просто улучшить динамику для повседневной езды, достаточно на штатную коробку смонтировать «спортивные» ряды КПП, да главную пару дифференциала.

29-05-2013, 00:16 | all1974
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: