» » » Первый российский электрокар El Lada

Первый российский электрокар El Lada

Первый российский электрокар El LadaГолубая мечта о чистой экосистеме городов переходит в практическую плоскость. Большинство вредных выбросов на совести автомобилей, поэтому ведутся фундаментальные работы по созданию экологически чистых двигателей. Сейчас автопроизводители производят компромиссные гибридные авто. Но будущее за полностью «зелёными» машинками, работающими на электричестве, водородных топливных ячейках и даже на воде. Крупнейший отечественный автогигант АвтоВАЗ делает ставку на электрокар El Lada – первая электрическая модель, дошедшая до мелкосерийного производства.


Немного истории

Ещё в 70-е умные головы АвтоВАЗа понимали перспективы электротранспорта и проводили работы в этом направлении. Первым на ВАЗе, а возможно и в СССР, стал прототип-электромобиль Э-11011 (1974 г.). Уже в следующем году прототип перевоплотился в полностью рабочий электрокар ВАЗ-2801. Базой послужил выпускавшийся универсал ВАЗ-2102. Запас хода первого электромобиля немногим уступал современным аналогам – 110 километров для 75-го года безусловно технологический прорыв. Добавим внятную скорость до 85-87 км/час. Для различных целей в 80-81 годах выпущено 47 единиц ВАЗ-2801.

Задел был создан. А главное произведены наработки и подготовлены кадры. На свет родились ВАЗ-2802-01 и ВАЗ-1801. Конечно, аккумуляторы получались объёмными и тяжёлыми, что утяжеляло сам авто. На фоне борьбы с лишними килограммами появились электро-Ока ВАЗ-1111Э, ВАЗ-2702, «Эльф», «Рапан». В новейшей истории ВАЗовцы делали ставку на Ладу Гольф-1002, -1004, Ладу Рикша, ВАЗ-10031 «Бронтокар» (2002 г.). Эти модели были вполне оригинальными и перемещались исключительно на электротяге.

Видимо, людское сознание ещё не было готово к принятию экологичных, но мало практичных электроавтомобилей, поэтому дальше экспериментов дело не пошло. На сегодняшний момент в обществе создан положительный образ «зелёных» автомобилей. Возможно, они не очень пригодны для обывателей из-за небольшого запаса хода. Но в коммунальном хозяйстве вполне способны заменить «прожорливые» дизеля и бензиновые авто. АвтоВАЗ опять первым из отечественных производителей рискнул представить публике первый российский серийный электрокар El Lada.

Дизайн и начинка

Для унификации производства и ускорения сроков разработок ВАЗовские инженеры не стали мудрить с оригинальной конструкцией. Лада Эллада базируется на проверенной временем и дорогами Ладе Калине (кузов универсал). Беглым взглядом отмечено всего два отличия:

  1. Рычаг КПП за ненадобностью заменён джойстиком направления движения (или вперёд, или назад).
  2. С панели приборов исчез тахометр, а его нишу занял амперметр.

Зато подкапотное пространство El Lada не узнать. В отличие от прошловековых моделей, современное электрооборудование относительно лёгкое. Весь электрический блок весит 240 кг. Из них половина веса приходится на литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Силовая часть предельно проста: блок аакумуляторов, редуктор и асинхронный трёхфазный электродвижок переменного тока.

Заводам уже давно невыгодно самостоятельно разрабатывать каждую детальку. В мире автомобилей царствует глобализация. Поэтому электрическая начинка большей частью от иностранных разработчиков. Топливные батареи от китайской Thunder Sky. Зарядное устройство от известной швейцарской компании Brusa. Электромотор, блок DC/DC (заменяет генератор), электроотопитель поставляются другими швейцарцами – фирмой MES. Возможно, это и неплохо для качества изделия. Однако планируется часть узлов импортозаместить. Аккумуляторы будут производить в Новосибирске, на современном заводе в сотрудничестве «Роснано» и Thunder Sky. Приводы колёс и редуктор являются оригинальными вазовскими узлами.

Технические характеристики

Масса Lada El lada около 1215 кг. Асинхронный электромотор имеет мощность 60 кВт и выдаёт около 82 лошадиных сил в эквиваленте. Максимальная скорость для города подходящая – 140 км/час. Разгон плавный, до 100 км/час порядка 13 секунд.

Энергоёмкость аккумулятора 23 кВт/час. Он обеспечивает 3000 циклов заряда и разряда. Это не мало: 500000 км пробега или 8 лет ежедневной подзарядки. Лада Эллада в подходящих погодных условиях гарантированно обеспечивает пробег 150 км на одной зарядке. Важнейшее преимущество электрокара – не надо тратиться на горючее. Вытянул зарядник, подключил к обычной сети на 220В и через 8 часов автомобиль полностью заряжен. Правда, электроэнергии потребляется немало – на уровне электрочайника. Требуется хорошая проводка. Гораздо удобнее в городах, где планируется эксплуатировать Элладу, стоянки дооборудовать подзарядными системами.

В сравнении с конкурентами это средний показатель. То же японский Nissan Leaf с более мощным электродвигателем (80 кВт) проходит 175 км на зарядке. Время зарядки тоже 8 часов. Китайские модели на российском рынке заметно слабее, но и стоят вдвое дешевле.

Перспективы

Предполагается, что правительство поддержит разработку и производство перспективных российских электрокаров (не только конкретную модель Элладу). Например, взяв на себя определённый процент от стоимости модели. Здесь просматривается работа на перспективу. Большинство автопроизводителей отказываются от электрокаров в пользу авто на водородных топливных ячейках. При этом рынок электроавтомобилей хоть и не большой, но стабильный. Задача – в будущем занять эту нишу, которая в пределах планеты весьма существенна.

Что касается рядовых россиян, то El Lada скорее станет статусным автомобилем «продвинутых пользователей». Для повседневного применения смущают небольшой запах хода на одной зарядке и приличная стоимость модели (1250000 рублей на первые авто). К тому же суровые российские зимы ещё больше снижают автопробег.

Зато Лада Эллада предельно проста в эксплуатации и особенно в вождении, дёшева в обслуживании. Это идеальное авто для городского такси, коммунального и спецтранспорта, достаточна для ежедневных поездок дом-работа-магазин. Если модель вывести в крупную серию, цена не замедлит снизиться до 700000 рублей и ниже.

Первая партия из ста автомобилей, скорее всего, будет обкатана на юге России на курортах Минеральные Воды и Сочи. Первые пять машин уже доставлены в Кисловодск. Их ниша – городское такси и обслуживание аэропорта Минводы. Инфраструктуру региона пополнят 10 электрозаправок для экологичного транспорта. Первый российский электрокар – не только коммерческий проект. Это зарождение новой идеологии чистого жизненного пространства.

16-02-2013, 00:08 | Алекс Шутов
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: