» » Чем грозит обрыв ремня ГРМ

Чем грозит обрыв ремня ГРМ

 

Чем грозит обрыв ремня ГРМБольшинство приводов газораспределительных механизмов силовых агрегатов в современных марках автомобилей оснащены зубчатыми ремнями, хотя еще два-три десятка лет назад в двигателях применялись только цепные приводы. О том, чем грозит обрыв ремня ГРМ, постараемся разобраться в этой статье.

 

В те времена попытки внедрения ремней встречались, как все новое, с осторожностью и скептицизмом. Понадобилось несколько десятилетий и инновационные технологии, чтобы данный тип  привода стал доминирующим.

 

Совокупность основных его преимуществ: невысокая шумность, упрощение конструкции мотора и снижение его веса, чрезвычайно привлекательна для большинства производителей, поэтому ременные приводы сегодня широко распространены в автостроении.

 

При этом однозначно утверждать, что ремень во всех отношениях лучше цепи, нельзя. Последняя, например, более долговечна, вследствие чего некоторые автокомпании продолжают конструировать и выпускать моторы с цепным приводом. К тому же, цепные приводы практически не требуют обслуживания, хотя бы потому, что подавляющее большинство из них оснащены автоматическими натяжителями цепи.

 

Срок службы ремня ГРМ по сравнению с цепью невелик, и составляет, в среднем, 60 тысяч километров пробега.

 

Платой за простоту конструкции ременного привода является трудоемкий уход за ремнем ГРМ: поддержание его рабочего состояния, периодическая его замена, подтягивание и т.д. Только в этом случае можно быть уверенным, что в самый неподходящий момент ремень не останется без зубцов и не порвется.

 

Проблемы в работе ременного привода, чем грозит обрыв ремня ГРМ?

 

Чаще всего проблемы в работе ременного привода возникают при обрыве ремня ГРМ или срезании его зубьев.

 

Результаты обрыва ремня зависят непосредственно от конструкции двигателя. Если клапаны не достают до днища поршня при положении его в ВМТ, то есть в  верхней мертвой точке, в открытом помещении, то волноваться нет причин.  В этом случае обрыв ремня ГРМ не повлечет за собой катастрофу, и следует просто заменить пришедший в негодность ремень новым.

 

Однако так просто «отделаться» удается далеко не всегда. Устройство современных моторов предусматривает  оптимизацию мощностных, экономических и экологических характеристик двигателя посредством включения в себя многоклапанных головок, а также специальной формы камер сгорания.

 

Вся эта конструкция противопоставлена глубоким цековкам (выборкам) под тарелки клапанов в поршне. А, следовательно, при такой проблеме, как обрыв ремня ГРМ, клапаны обязательно столкнутся с поршнями. В результате их столкновения, как минимум, деформируются стержни клапанов.

 

Кстати, замена, причем, вкупе с маслосъемными колпачками, пришедших в негодность клапанов, повлечет за собой процесс демонтажа головки блока цилиндров. При этом в случае обрыва ремня ГРМ на холостых оборотах, потребуется заменить два-три клапана. Если же обрыв произойдет на рабочих режимах, то не исключено, что придется менять все клапаны. Ситуация усугубляется, если направляющие втулки треснут. Это повлечет за собой ремонт головки блока.

 

Чем грозит обрыв ремня ГРМ дизельных моторов?

 

Самые большие неприятности возникают, когда обрывается ремень у дизельных двигателей. Из-за  маленького объема камеры сгорания дизеля в нем практически отсутствует ход клапанов в положении поршня в верхней мертвой точке, что чревато поломкой толкателей, деформацией шатунов, порчей распределительного вала и крышек его подшипников.

 

Особую опасность представляет собой  обрыв ремня ГРМ при значительной частоте вращения!

Поломка какого-либо клапана приведет к необходимости замены  поршня, возможно, шатуна и даже головки блока. Придется также  ремонтировать блок цилиндров.

 

Даже если, к счастью, все оборудование цело и нужно лишь поменять ремень ГРМ, предстоит немало потрудиться. Под капотом современных автомобилей все узлы размещены довольно плотно, поэтому к ремню легко не подобраться. Следовательно, не стоит затевать замену ремня ГРМ «на скорую руку». Без подъемника, соответствующего инструмента и опыта с этой проблемой справиться сложно.

 

Конструкция зубчатого ремня ГРМ.

 

Надежную работу ременного привода газораспределительного механизма обеспечивают соблюдение нескольких условий:

  • во-первых, ремень не забрызгивается маслом и грязью;
  • во-вторых, ролики и шкивы, по которым скользит ремень, находятся в надлежащем состоянии;
  • ремень правильно натянут.

Для того чтобы понять, отчего так важно соблюдение этих условий, следует внимательно изучить конструкцию зубчатого ремня ГРМ. Вроде бы, в ней нет ничего сложного. Основу составляет, так называемый, корд, представляющий собой надежные нити, выполненные из стекловолокна. Рабочий внутренний компонент ремня (зубья) – чаще всего произведен из нейлона, так как он известен высокой износостойкостью и прочностью, обладая при этом хорошей эластичностью. Снаружи размещен «футляр» - оболочка из резины, имеющая толщину от 3 до 5 мм. Такая конструкция сродни строению автомобильной покрышки: крепкий корд, стойкий к износу протектор (зубья).

 

Что может грозить ремню ГРМ?

 

Проанализировав конструкцию зубчатого ремня, можно предположить, что произойдет с ремнем ГРМ при каких-либо отклонениях от оптимальных условий его функционирования.

 

В случае если сальники пропускают масло, а щели в соединениях кожуха проницаемы для пыли и грязи, то, скорее всего, ремню осталось жить совсем недолго. При попадании масла на резину происходит набухание, и отслоение последней от корда.

 

Пыль же, особенно при смешивании ее с маслом, является  отличным абразивным материалом, оказывающим разрушительное воздействие на зубья шкива и ремня. Справедливости ради, необходимо отметить, что зубья ремня, как более мягкие, менее подвержены износу.

 

Шкив, изношенный по зубьям, инициирует смещение нагрузки - ее максимум будет приходиться теперь на зубья ремня в зонах его схода и захода со шкива. Иные участки будут нагружены меньше или вовсе не нагружены, так как ремень ГРМ «не ляжет» на шкив. Такое перераспределение нагрузки приведет к тому, что у основания зубьев быстро появятся трещины, вследствие чего может произойти отрыв зубьев.

 

При таком положении вещей придется менять не только пришедший в негодность ремень, но и изношенный по зубьям шкив, иначе и новый ремень ГРМ быстро испортится.

 

Зачастую можно нажить много неприятностей, допуская промахи при замене старого ремня. Особенно распространена такая ошибка, как перетяжка ремня ГРМ.

 

По всей вероятности, отдельным механикам представляется, что чем сильнее натянут ремень, тем лучше он работает, даже, если и «воет». Очевидно такие «специалисты» предполагают, что ремень приработается, но это далеко не так. Через непродолжительный временной период произойдет обрыв нитей ремня ГРМ, и тем скорее, чем с большей силой был натянут ремень.

 

Аналогичная ситуация произойдет и в случае, если ремень был сильно деформирован (перегнут) при хранении.

 

Если ремень недостаточно натянут, то он также недолго прослужит. Его колебания, появляющиеся при подобных условиях функционирования, приведут к повышению нагрузки на зубья в тех же критических зонах - в участках схода и, особенно, захода ремня на шкив (зубчики ремня не совпадают с впадинами зубчиков шкива). В такой ситуации гарантированы подрезы с последующим отрывом зубьев от основы.

 

Неприятности обеспечены и в случае, если демонтированы или не установлены при замене ремня ГРМ некоторые составляющие кожуха. Достаточно одного залетевшего из-под колес «шального» камня - и ремень моментально перерезан. Рассеянность никому не приносила добра, но для автолюбителей она особо опасна.

 

В отдельных случаях при замене ремня совсем не помнят о его направляющих (паразитных) и натяжных роликах. Между тем,  автопроизводители рекомендуют обязательно одновременно с заменой ремня менять и ролики. И это целесообразно, так как вследствие износа или из-за недостаточной смазки велика вероятность, что подшипник ролика начнет подклинивать. Как результат - перегрев от трения наружной резиновой оболочки ремня приведет к появлению в ней поперечных трещин, затем  к  отслоению резинового слоя от корда и к обрыву ремня ГРМ.

 

Множество неисправностей возникает из-за повреждения фланцев шкивов, когда, например, их неаккуратно или неправильно демонтируют с валов. При деформации фланец шкива, подобно ножу,  постепенно подрезает края ремня все больше и больше.

 

Аналогично на край ремня ГРМ воздействуют:

  • деформированный или неверно установленный кожух;
  • расположенные в разных плоскостях шкивы (вследствие нарушения технологии сборки или ремонта двигателя).

Как редкие неисправности в работе ременного привода, можно  отметить эпизоды заклинивания из-за недостаточной смазки распредвала.

 

В конструкциях, предусматривающих привод водяного насоса ремнем ГРМ, также может случиться заклинивание валика водяного насоса при износе его подшипника. Как результат резкого возрастания усилия в приводе - происходит срез сразу 6-7 или даже более зубчиков на ремне.

 

Иногда проблемы с ременным приводом возникают буквально «на пустом месте». Например, производится ремонт двигателя, у которого недавно менялся ремень ГРМ. Спрашивается, какой ремень  поставить, тот же самый или новый? Здесь имеется тонкость.  Можно установить прежний, но обязательно с учетом направления его движения до демонтажа, иначе ремень не прослужит долго. Дело в том, что зубья, долгое время подвергавшиеся нагрузке в одну сторону, при смене ее направленности на противоположную покрываются трещинами  и срезаются.

 

Чтобы ремень ГРМ служил долго.

 

Соблюдение некоторых совсем несложных правил помогут ремню ГРМ долго «ходить».

 

Итак, главное – это правильно натянуть ремень.  С техникой этой операции и параметрами натяжения можно ознакомиться, прочитав соответствующие пособия по ремонту.

 

Также очень существенно, особенно для силовых агрегатов с авто-натяжителем, чтобы оптимально функционировало  устройство натяжения ремня. Вследствие дефектов автоматического натяжителя, ремень ГРМ зачастую бывает недостаточно натянут, что приводит к уже указанным выше последствиям. Причем, чаще всего дефект натяжителя появляется как следствие ошибок некомпетентных в достаточной мере механиков.

 

Еще одним непременным условием долговечности ременного привода является легкое вращение всех валов. Поэтому, при тугоподвижности или «заедании» в работе данных узлов, прежде чем менять ремень ГРМ,  следует устранить причину их дисфункции.

 

Также важно исключить подтекание масла и попадание его на ремень. Если все же это произошло, нужно незамедлительно устранить течь и смыть масло с ремня ГРМ и шкива, но лучше всего – поменять ремень.

 

И, наконец, последнее правило,  соблюдение которого позволит надолго сохранить работоспособность ремня ГРМ -  это содержание ременного привода в чистоте.

4-03-2011, 18:51 | Ирина Гудкова
 
 
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: